Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Штиль в 12 баллов

Новая система оценок в школах Украины: явные огрехи и скрытые достоинства

В минувшем году Министерство образования Украины огорошило администраторов и педагогов (а следом – и учеников, родителей) серией нововведений в образовании.

Самым острым и актуальным из них по праву может считаться решение о переходе на 12-балльную систему оценивания знаний учащихся. Проект “Критерии оценивания учебных успехов в системе общего среднего образования” был опубликован в официальной газете Министерства образования “Освіта України” менее чем за две недели до начала учебного года – но не как проект, а как официальное министерское решение. И хотя полное и окончательное введение нового способа оценивания было назначено на январь 2001 года, многие администраторы образования “взяли с места в карьер” – с 1 сентября. Впрочем, логика в этом решении была – не только административная (первыми доложить вверх по иерархической лестнице), но и практическая, учительская. То, что стандартная четырехбалльная система изжила себя, было очевидно всем, ну и раз все равно менять, то лучше не с предложенных в проекте полумер (оценивания с плюсами и минусами), а сразу набело – от 1 до 12.
Но сразу стали очевидны первые просчеты этого звена школьной реформы – поспешность и непоследовательность. Первый огрех проявился в предельной краткости критериев оценивания учебных успехов на каждый из баллов шкалы. В школах на педсоветах и методических объединениях долго ломали головы и копья о некоторые формулировки. Как отличить, например, в ходе урока – отвечающий ученик владеет материалом “на элементарном уровне усвоения” (на 2 балла), “на уровне отдельных фрагментов” (3), “на начальном уровне” (4), “на уровне выше начального” (5 баллов). Справедливости ради стоит сказать, что министерство пообещало (и сдержало обещание!) разработать критерии оценивания знаний по отдельным предметам, содержащие подробные разъяснения, учитывающие специфику дисциплин. Второй недостаток проекта – непоследовательность – становится очевидным, когда в системе начинают работать ее скрытые достоинства.
А они есть, и немалые. Расширение шкалы оценок позволяет точнее оценить реальный уровень знаний, не обманывая учеников и родителей плохо отличимыми друг от друга отметками. Кроме того, снимается психологический стресс, закрепившийся за двойками, – вспомните картину Ф.П.Решетникова “Опять двойка!”. Появляется возможность сравнения знаний учеников между собой и распределения учащихся в виде списка по убыванию уровня знаний (ранжирования) – так, как это делалось еще в дореволюционной России. Сколько баллов положить в основу – 9, 12, 24 или 100 – не так уж важно, чем больше, тем лучше. Но авторы проекта четко разделили взятые за основу 12 баллов на четыре уровня по компетентности учеников (проще говоря, по действиям, которые ученик должен уметь осуществить, чтобы заработать определенную оценку). На низком уровне достаточно распознавать учебный материал и фрагментарно его воспроизводить. Средний уровень предполагает знание основных понятий материала и элементы его применения. Достаточный уровень, громоздко названный конструктивно-вариативным, предполагает хорошее владение логическими операциями сравнения, систематизации, классификации, применение знаний на практике. Высший, творческий, уровень (10–12 баллов) предполагает умение ученика самостоятельно планировать учебную деятельность, ставить и решать задачи творческого характера. Возможность творческих заданий улучшает качество оценки знаний на биологии, физике, химии, где четко разъяснено, за какие виды работы на занятиях какую оценку можно получить, – в таком случае для ученика становится понятным, что откуда берется, и оценка не воспринимается уже как наказание, кнут.
Тут бы и воскликнуть радостно преподавателям одаренных, талантливых учеников: наконец-то! Появляется реальная возможность справедливо оценить действительно творческую работу, отличив ее от заученного на память и бодро оттарабаненного ответа по учебнику! Но не тут-то было. Сделав большой шаг вперед, министерский проект делает незаметный, но все обесценивающий шаг назад. В виде следующей таблицы:

Оказывается, ничего подобного! Зря вы, дорогие учителя, подумали, что новые 10, 11 и 12 баллов – это качественно новый уровень знаний и работы учащихся. Нет, это та же пятерка, более-менее та же… Увы, и последующие министерские разъяснения подтверждают этот подход, низводящий скачкообразно выросшее качество системы оценивания до прежнего плавного четырехбалльного размазывания оценок.
Особенно огорчаются лицеи, гимназии и другие школы нового типа, которые действительно подняли за годы своего существования уровень преподавания профильных дисциплин (это видно даже по уровню сложности всеукраинских предметных олимпиад, в которых ученики таких учебных заведений и блещут). Последовательное введение новой системы оценивания позволило бы им отличаться от средних общеобразовательных школ не только названием учебного заведения, но и уровнем оценок, ведь 12 баллов – это уровень победителя областной, участника Всеукраинской олимпиады, конкурса научных работ. Таких “звезд” единицы. Но общеобразовательные школы, реально редко перешагивающие уровень 9 баллов, ссылаясь на приведенную выше таблицу, ставят себе 11–12 баллов без малейших сомнений и мороки с творческими заданиями, которые надо еще придумывать и готовить.
Есть в новом проекте и подкупающие новизной и гуманностью фразы. Так, текущие оценки теперь не влияют на итоговую по теме (им отводятся лишь контролирующая и развивающая функции) – только итоговая зачетная работа. Недовольные оценкой могут пересдать тематический зачет в течение недели – для этого в журнале отводится специальный дополнительный столбец. Но нигде не сказано, когда – после уроков (а кто тогда заплатит учителю за переработку?) или на следующем уроке (а следующая тема?)… Зато “если при наличии весомых причин, которые ученик по этическим соображениям не склонен пояснять, он не готов к тематической аттестации, ее проведение при согласии учителя может быть перенесено на более поздний срок”. Спасибо хоть, что при согласии учителя… Первые месяцы работы новой системы оценивания показали, например, что тематические аттестации, призванные снизить нагрузку на учеников и не допускать их переутомления, на деле часто приводят к увеличению нагрузок, особенно если на одну неделю (день!) приходится несколько тематических зачетов по разным предметам.
И все-таки новая 12-балльная система оценивания имеет богатый развивающий потенциал, если его не пригасят непоследовательные решения сверху и ползучее спускание на тормозах снизу, на местах. Опыт ошибок и успехов – это, пожалуй, самое ценное, что может взять российская школьная реформа из украинской: ведь системы образования, да и проблемы двух стран очень близки. И если российские школьники не будут набивать шишки на том же месте, что и их украинские сверстники, будет очень хорошо!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru