Долг и Любовь на карте размышлений
Как научиться понимать писателя
с помощью фломастеров и цветных ручек
Одной из возможностей для раскрепощения
творческих способностей ребенка и его
эффективной умственной работы является метод
ментальной (мыслительной) карты, или Майнд-Мэп [mind
– ум, map – карта (англ.)], разработанный известным
английским психологом Тони Бузаном.
Процесс создания и работы с ментальными картами
напоминает захватывающую игру, правила которой
выводят спонтанно на дорогу к творчеству, а
творчество, как известно, ключ к скрытым
интеллектуальным резервам.
Применение учениками в тетрадях фломастеров или
цветных ручек уже улучшает работу памяти, а
использование рисунков ведет к ликвидации
разрыва между словом и образом, интеллектуальная
работа начинает носить творческий характер.
Постепенно учащиеся включаются в процесс
творчества, возникает желание, а затем и
потребность выразить себя на более сложном
уровне, не просто рисуя букву-орфограмму или
целое словарное слово, а, например, иллюстрируя
какую-то авторскую мысль, заинтересовавшую в
процессе чтения художественного произведения.
Так, в тетрадях по литературе появляются сначала
цветные схемы, а затем картинки-символы,
показывающие, как ребенок понял текст, воспринял
его, насколько близок ассоциативный символ,
созданный учеником, художественному миру
писателя и т.п.
Например, размышляя над судьбой Маши Троекуровой,
героини повести “Дубровский” А.С.Пушкина,
семиклассница рисует две большие яркие капли:
Слезу Долга и Слезу Любви. Девочке жаль героиню,
поэтому рождается такой визуальный образ –
Слеза. Отношение ребенка к Машиной судьбе, ее
любви и чувству долга выражено в цвете ореола:
Слеза Любви излучает свет, сияние солнечно-желтое,
а Слеза Долга окружена черным, мрачным кольцом.
Это читательские эмоции, личностный характер
восприятия. А вот цвет самих капель, их размер и
положение относительно друг друга позволяют
говорить о том, что ребенок осознанно вышел на
нравственно-эстетический идеал писателя:
отношение к долгу, чести для Пушкина является
определяющим в оценке нравственности человека.
Синий цвет гуще, ярче мягкого розового. Он красив
какой-то внутренней силой, надежен. В нем глубина.
Чувство долга победило, поэтому синяя слеза
частично закрывает розовую каплю (любовь-то жива...).
Метод Майнд-Мэп учитывает собственный опыт
ребенка в познании, в работе с каждым словарным
словом и целым текстом, позволяет ему создать
свой семантический образ, который имеет
неповторимую значимость и смысл в его, и только
его, восприятии.
Таким образом, техника Майнд-Мэп обладает
многочисленными достоинствами. Выделим из них
основные:
1. “Мы реагируем на ментальные карты, построенные
на наших сенсорных восприятиях реальности,
скорее, чем на саму реальность”. (Р.Дилтс,
“Вестник НЛП”, № 2, 1997).
Майнд-Мэп способствует проявлению и
гармоничному сочетанию различных способностей.
Представленная работа демонстрирует и
возможности образного мышления ребенка, и его
умение осмысленно читать текст, способность
сопереживать авторскому замыслу и разобраться в
идее и композиции художественного произведения.
2. Майнд-Мэп раскрепощает творческие способности
учеников, улучшает работу памяти, развивает
читательскую зоркость, стимулирует выработку
собственных идей, развивает интерес и мотивацию
к обучению.
3. Позволяет напрямую включать в процесс обучения
субъектный опыт ученика.
В результате интеллектуальная работа доставляет
удовольствие и ученику, и учителю и способствует
повышению качества знаний, а значит, позволяет
человеку быть успешным в обучении.
Евгения САЯПИНА
Из научно-методического сборника “NLP”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|