Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №35/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Самостоятельность как школьная дисциплина

“Не передавайте человеку знания, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него” – вот крайний предел педагогии во всех степенях учения, а тем более на степени элементарной. Пренебрежение этой истины даже в высших степенях образования порождает лишь мнимоученых, которые, обратясь на один какой-либо предмет, так сказать, привязали все другие силы души, по их мнению, не нужные для сего предмета, как человек, который бы привязал правую руку для того, чтобы лучше действовать левою. Человек, умеющий учиться, выучится всему в короткое время...”

В.Ф.Одоевский (1803–1869). Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей (1844)

Владимир Федорович Одоевский обладал незаурядной способностью к наблюдению, и как внимательно наблюдал он за работающими насекомыми, мы можем убедиться из “Анекдотов о муравьях”. Так же заинтересованно он наблюдал и за детьми, участвуя в их жизни, не заигрывая, а приоткрывая юному читателю тайники мира невидимого, порой фантастического. Мало кто из нынешних взрослых прошел мимо механизма музыкальной шкатулки и удивительных приключений послушного мальчика Миши.
Слова Одоевского, обращенные ко взрослым, с просьбой дать возможность ребенку самостоятельно обрести знания, пользуясь естественной пытливостью ребячьего ума, сегодня звучат не менее актуально, нежели в XIX столетии. И не потому, что эта идея кого-нибудь удивляет своей новизной, а скорее потому, что мы к ней слишком привыкли, а привыкнув, потеряли ощущение ее вкуса, остроты.
Что я помню из своего детства? По большей мере то, что сам задумал и осуществил. Знания, которые я получал в пылу своего предпринимательства, никуда не исчезли, не забылись, и это имеет отношение не только к детству. Мой вузовский преподаватель по истории педагогики заставляла нас дневать и ночевать в библиотеке, причем не столько заставляла, сколько так строила, не побоюсь этого слова, процесс нашего образования, что мы, студенты-третьекурсники, просто не представляли себе, как это можно идти на семинар, минуя библиотечную стойку. А наш преподаватель училась вместе с нами, всякий раз искренне удивляясь нашим находкам и открытиям.
Думаю, что педагогическая проблема самостоятельной добычи знаний учениками как раз и состоит в том, чтобы учитель был искренним с ними и не заигрывал, пытаясь обучить чему-либо, минуя личную заинтересованность в предмете.
Нужно сказать, что пресловутая проблема школьной дисциплины рождается там, где отсутствует естественная человеческая способность учиться. Латинское слово “disciplina” не означает ничего другого, как учение или искусство, точнее, искусство учения. Мысль Одоевского предельно проста – дать возможность ученику овладеть дисциплиной, но не требовать ее с родителей и самого ученика, поскольку нельзя требовать от человека владения искусством, нельзя заставить его быть творческой личностью. И это “крайний предел педагогии”, как признается сам писатель.
Нынешние образовательные проекты отчаянно утверждают идею самообразования. Пытаясь уйти от слегка механистичного подхода, складывавшегося не одно столетие со времен Яна Коменского, отодвинув многослойный пирог старой доброй дидактики, современное образование ищет резервы дисциплины в игре, в которой органично складывается способность учиться. Но процесс этот идет весьма медленно, поскольку игровые ресурсы все чаще оказываются в руках представителей массовой культуры, а не у педагогов. Массовая культура переигрывает школу в борьбе за ученика, все больше ученическая инициатива проявляется вне школьных стен – в телепередачах, на дискотеке, на страницах сомнительных сайтов Интернета. А по школе продолжают ходить мальчики и девочки с “привязанными руками”.
Князь Владимир Федорович Одоевский напомнил нам о возможности движения навстречу ученику, а именно: сделаться для ребенка открытым и предоставить в его распоряжение не условный мир школьной программы, а подлинный мир человеческой культуры со всей ее неоднозначностью, со всеми мелкими подробностями и нюансами. Тем самым показав, что образование наших детей – это, по сути, и наше образование.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
руководитель образовательного центра “Азъ”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru