Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ситуация возможности

Для сельской педагогики эксперимент – это не просто новая программа, это обязательно выход за рамки старого сценария школьной жизни

Тема экспериментов в образовании в последнее время как будто бы потеряла актуальность. Многие бывшие экспериментаторы – школы-первенцы инновационного движения – изменили статус и характер деятельности. Возможно, это нормально, когда-то же надо распространять полученное в эксперименте, делать достоянием всех, кому это может быть интересно.

Нельзя сказать, что экспериментальный дух навсегда покинул школу. Нет, скорее многие учебные заведения следует теперь называть «традиционная экспериментальная школа». Инновация стала нормой, традицией. Что появилось нового? Пожалуй, вот что: в инновационный период некоторые школы, развивая авторские идеи, шагнули на следующую ступень – от чисто школьных проблем перешли к активной жизни в местном сообществе. Такие школы хочется назвать «школа-муниципалитет». Ведь municipium – означает «ответственный». А эти образовательные учреждения фактически стали ответственно относиться к своему социальному окружению. Некоторые, как знаменитая школа Михаила Щетинина или семейная община Дмитрия Морозова «Китеж», даже создали собственные поселения с иным, чем окружение, образом жизни, другие осваивают сельскую действительность постепенно. В их числе не столь известная, но шаг за шагом расширяющая свою ответственность за здешнюю жизнь школа из села Колесниково, неподалеку от города Лесосибирска. Подобные школы сегодня и есть самые экспериментальные. Вот и получается, что принятие ответственности за все окружающее незаметно становится основой сегодняшних сельских школьных инноваций.
Здесь, можно сказать, еще поле не пахано. Неизвестно пока, как оформить фактическую ответственность школы за просветительскую, культурную, медицинскую, а бывает, за неимением других сил, и экономическую сферу села. Но мы считаем: если школа берет на себя, скажем, функцию местного клуба, фельдшерского пункта или организатора сельского схода, то должна претендовать сполна и на соответствующие ресурсы.
Некоторые авторские школы начали кооперироваться. Вступили в различные педагогические ассоциации и объединения, что позволило им помимо всего прочего получить дополнительные ресурсы. Пример – школы так называемых краевых инновационных комплексов Красноярского края. Семь лет назад группа школ, использующих методику коллективного обучения, объединилась для разработки новых способов работы и обмена опытом. Так школам стало легче защищать друг друга, диалог с окружением стал конструктивнее.
Чудно! Зачем такие объединения школ начальникам? Возможно, смотрят вперед и рассчитывают на политическую поддержку и интеллектуальные ресурсы. Ведь без совета с мест порой трудно принять ответственное решение.
Уже не первый год разговоры о внедрении в жизнь компьютеров, подключении деревни к Интернету будоражат мысли учителей. Модернизаторы современной школы считают это едва ли не единственным способом подъема качества образования сельских школьников. По оценкам международных экспертов, в Красноярском крае, Ярославской и Самарской областях, Воронеже, Якутии есть реальный задел для использования информационных технологий в сельской школе. Есть лишь небольшая проблема – междугородная связь. Дело в том, что Интернет невозможен из-за дорогой связи: час работы стоит в наших, скажем, лесных краях 400 рублей. Впрочем, специалисты считают, что решить эту проблему можно: нужно поставить антенны спутниковой связи. Если их использовать (по типу НТВ+) как принимающие сигнал, то стоимость использования Интернета становится небольшой.
Это направление работы – информатизацию сельской школы – я тоже бы отнес к экспериментальному, потому что приходится не только организовывать новые формы образования (без обычных уроков, сидения затылок в затылок и прочее), но и преодолевать массу бестолковых министерских инструкций.
Прежде средства на педагогические эксперименты давали кое-где органы управления. Теперь ситуация несколько изменилась. Управленцы занялись экономикой образования, нормативно-правовыми актами. И это, в общем, неплохо, давно пора ликвидировать произвол в распределении бюджета. А ресурсы на развитие должны исходить от общественности, от реальных заказчиков образования. Я сам долго не верил в такую возможность. Ну какой может быть попечительский совет на селе? Оказывается, может.
Вот пример. Валентина Лебедева, директор Браженской средней школы Канского района, пригласила в попечители своих бывших учеников, живущих в Красноярске. На школьный юбилей собрали выпускников, и те сами предложили иногда встречаться и помогать школе. В уставе так и записали: «Попечительским советом является совет выпускников школы».
Самое интересное то, что выпускники не только помогли материально (приобрели телевизор, обновили школьную библиотеку), но и заинтересовались самим образовательным процессом. Решили так: раз школа сельская, у ребят наверняка не так много возможностей пообщаться с людьми разных профессий, осознать свой интерес в какой-то профессиональной области. Но как расширить информационное поле учеников? Интернет – дело в деревне дорогое, но вполне возможно приглашать, привозить разных интересных людей из города, которые и с учениками побеседуют, и для учителей что-то полезное расскажут. Кроме того, горожане сами не прочь подышать чистым сельским воздухом, где его, как говорят в Сибири, можно ложкой есть.
Вот и стали в село Бражное приезжать то скрипач, то экономист, то юрист, то архитектор. Учителя познакомились с ректорами вузов, у детей и родителей появилось больше информации о том, где приобрести будущую профессию. Сейчас задумываются об индивидуальных образовательных программах.
Словом, без экспериментов, новаций школьная жизнь бедна и неинтересна. Если мы готовим наших учеников к изменяющейся действительности, то и сама школа должна непрерывно изменяться. Расширять ответственность за окружающую жизнь. Быть стабильной и при этом меняться.
В этом парадоксе – перспектива развития сельской школы.

Игорь РЕМОРЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru