Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Третья тетрадь. Детный мир

И тут такие тайны раскрываются...

Из дневника классного руководителя

Понедельник. Послезавтра родительское собрание. Как мне надоели жалобы преподавателей на мой 10”Г”. Решила пригласить учителей физики, географии, литературы. Пусть выскажут свои претензии прямо родителям. На перемене подхожу к коллеге-физику:
– Приходите ко мне завтра, поговорите с родителями.
– Что вы? – пугается она. – Мне нечего им сказать.
– А как же ваши жалобы? – удивляюсь я.
– У меня дел много...
Обошла всех учителей. Согласились прийти литератор, учительница английского языка и биологии. Остальные нашли уважительные причины. Я их понимаю: с родителями лишний раз видеться не хочется. Теперь надо обеспечить явку родителей на собрание. Это значит – прощай семья!
Вторник. Весь вечер висела на телефоне. Звонила родителям, зазывала на собрание. Большинство в разговор не вступали, поблагодарили только. Лишь немногие, оторвавшись от домашних дел, спросили о своем ребенке, пожаловались на него.
Среда. Сегодня у меня родительское собрание. Родителей, как обычно, человек 20.
Раз в год, в начале второго полугодия, я устраиваю встречу родителей с учителями. Сама сажусь в сторонке и вместе со всеми выслушиваю коллег, а потом в конце делаю выводы. Мне эта форма нравится больше, чем однообразный монолог классного руководителя.
Учитель литературы объяснит мамам и папам (пап, конечно, очень мало), как помочь детям подготовиться к экзаменационному сочинению. Учитель иностранного языка расскажет о своих требованиях по предмету, а физик поругает лентяев и похвалит тружеников. Родители зададут вопросы, может быть, решат какие-то проблемы. На таких встречах всегда тихо, родители внимательно и заинтересованно слушают. Даже что-то записывают...
Что ж, теперь моя очередь выступать. Отношение учащихся к учебе, прогулы, курение – стандартные темы разговора классного руководителя. Еще финансовая помощь школе. Нынешним родителям дороговато обходится пребывание детей в школе. Наша школа обычная, микрорайонная. Но за дополнительный язык, информатику, охрану, гардероб, ремонт платят родители. Конечно, они имеют право отказаться, заставить их нельзя, но без родительских денег школа развалится. Слава Богу, родители это понимают, деньги чаще всего дают. Был случай, директриса наорала на одну учительницу, у которой два ученика не сдали деньги за охрану.
Администрацию мои родители откровенно не любят. Каждый ее шаг воспринимают с недоверием. Такое отношение сложилось давно, когда директор по личным мотивам уволила сильную преподавательницу русского языка. Естественно, родители взбунтовались. Но роно выступило на стороне директора, конфликт замяли. Со временем родители успокоились, но решать общешкольные вопросы с ними теперь сложнее. Ох и намучилась я с ними в прошлом году! Администрация требовала сделать ремонт в кабинете за счет родителей. Встала я перед родителями с протянутой рукой, уговаривала, убеждала. Сколько мне этот ремонт нервов стоил! Хорошо, что в этом году лишь линолеум починить надо. И на мою робкую просьбу один папа уже вызвался помочь. Просто праздник!
Ну вот, все вопросы решены. Пора расставаться. Но мои родители так редко приходят в школу и общаются с учителями, что сейчас сидят переваривают информацию, не расходятся. Начинается неформальная беседа. И тут такие тайны раскрываются: оказывается, родители Кости не знают, что он курит. А мама Димы впервые слышит, что платные занятия по русскому языку не отменены, как сказал ей сын. Обещаю поговорить с учителем. Встает бабушка Кости. “Мой внук больше курить не будет, – категорично заявляет она, – ему отец дома задаст”. Родители дружно смеются. Те, у кого сыновья курят, знают, как трудно с этим бороться. Многие давно смирились. На этой грустной ноте завершаем собрание.
Бабушка Сережи и тетя Юры задерживаются. У них ситуация очень сложная. Юра и Сережа – сироты. Растут сами по себе. Часто прогуливают, учатся слабо. Опекуны уже не в силах справиться с ними и не знают, что делать. Посоветовать им что-то нелегко. Что могу сделать я? Найти общий язык с мальчиками, привлечь их к общешкольным делам, благо люди они творческие. Договариваемся держать постоянную связь друг с другом по телефону.
Четверг. Вчера было родительское собрание. Рассказываю о нем подруге-учительнице. По ходу анализирую собственную работу, подвожу итоги своих наблюдений.
Чем дольше общаюсь с родителями, тем больше убеждаюсь: все дети – их точная копия. Вот вчера на собрании сделала объявление – мамы Наташи и Тани тут же начали бурно возмущаться. Ну точь-в-точь их девочки на уроке. На мой вопрос: “Что вас беспокоит?” – молчание.
А мама Жени? Сидит у окна, все время что-то рисует, а после собрания подходит ко мне и жалуется на несобранную дочь. Делаю попытку объяснить, что Женя девочка неглупая, просто ей надо помочь. Вместо нотации проверить домашнее задание, например, или подсобить с сочинением. Но мама не слышит меня. Ну и чего я жду от Жени? Сколько раз убеждала ее не прогуливать уроки! Женя послушает, покивает и просит: “Только маме не звоните!”
Вообще-то мне с родителями повезло. У других придут на собрание человек пять, посидят равнодушно и уйдут. С остальными и по телефону не свяжешься. А ведь до последнего звонка всего месяц остался. Еще чуть-чуть, и у ребят взрослая, самостоятельная жизнь начнется. Что с ними будет?

Виктория ПОЛЯНСКАЯ
Санкт-Петербург


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru