Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Опыт свободного выбора

Возрастным психологам давно известно, что ведущая деятельность младшеклассников – их учебная работа, а старших – поиск себя, своего пути. Но если в первом случае существует немало успешных практик работы с детьми, то во втором мы далеко не всегда знаем, как, каким способом можно помочь подросткам достойно войти во взрослую жизнь. Можем ли мы, например, разглядеть в пятнадцатилетнем мальчишке будущего ученого?
Вот история двух ребят, которые пять лет назад закончили школу, потом вуз, а недавно поступили в аспирантуру Казанского университета. Они стали учеными: Гоша Авдошин – философом, Рустем Мухаметзянов – историком. Что повлияло на их выбор? В какой момент в них обнаружилась склонность к научной деятельности?

История первая. В школе, в 10 классе, они делали свои первые научные пробы. В Гоше разглядела будущего ученого профессор философии Эмилия Тайсина, преподававшая ребятам основы мировоззрения. Дело в том, что Гоша жил в том же районе Казани, что и Эмилия Анваровна. Не раз домой они возвращались вместе. В этих сначала робких, а потом все более настойчивых вопросах подростка о философии, о том, например, наука это, искусство или просто род знаний, и ответах ученого-философа родилась тема первой Гошиной тогда еще ученической исследовательской работы – “Учение Ницше о сверхчеловеке и воле к власти”. Взрослея, он стал обсуждать с Эмилией Анваровной проблему самоопределения. А еще позже написал уже вполне зрелую работу про учение Платона об обществе и государстве. В университете от философии истории он перешел к историографии, читал и анализировал труды элеатов – Парменида, Зенона, Ксенофана. С третьего курса стал исследовать представления о времени в древнегреческой культуре.
Можно сказать, что в случае с Гошей учитель и ученик нашли друг друга. Но может быть, такие встречи и есть один из важнейших способов образования для подростков?
История вторая. В то время как Гоша Авдошин анализировал работы Ницше, группа десятиклассников вместе с кандидатом биологических наук Светланой Клочковой стала изучать озерную систему Казани. Проект создавался как многопрофильный, и не случайно. Если в нем хотели участвовать старшеклассники, увлекающиеся не биологией, а, скажем, историей или литературой, то и им находилось место в проекте. Как, например, десятикласснику Рустаму Мухаметзянову, который в этом проекте нашел нечто важное только ему одному – стал классифицировать легенды о казанских озерах. Составил настоящую типологию. Разыскал легенды, связанные с кладом, спрятанным на дне озера Кабан. В одиннадцатом классе Рустам научился грамотно оформлять исследование, что немаловажно для настоящего ученого, приносил по главам работу научным руководителям. Уже ко второму курсу университета он опубликовал серьезную статью в научном сборнике.
Что оказалось важным для этого юноши? “Возможность самому выбирать тему, которую интересно исследовать и в то же время удовольствие общаться с друзьями, – говорит Гоша. – К сожалению, сейчас чаще приходится заниматься необходимым. Но вышло, что с годами я оказался и к этому готов”.

История третья. Юриспруденция. Что “настоящего” может тут сделать школьник-исследователь?
Но Денис Рыжиков еще с восьмого класса хотел стать юристом. Ему были интересны законы, по которым живут люди. Законы для взрослых и законы для детей. И Денис вместе с тремя своими друзьями стал писать проект конституции школы. Через год эта детская конституция и устав, написанный вместе со взрослыми, получили премию Фонда Сороса. Но в этом ли дело? Главное, что ребята еще в школе могут выбирать любимое и главное дело своей жизни. А взрослые... Им важно в нужный момент оказаться рядом, научиться точному взгляду на подростка, умению разглядеть единственное, уникальное в нем, вдохновить и сделать так, чтобы его робкий, первый опыт превратился в настоящий, вполне реальный и значимый для многих других людей результат.

Павел ШМАКОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru