Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Экология по-пущински

Здесь это не просто наука о связях в живой природе, а способ связать образование с этикой

В Пущинском экологическом лицее прошла пятая научно-практическая лицейская конференция учащихся «Шаг в будущее науки». В программу конференции входило пленарное заседание, работа в секциях, творческие мастерские, дискотека.

Немного официально

Конференцию посетили заместитель главы города Пущино, представители областных и столичных СМИ, сотрудники Российской академии наук, чей Биологический центр расположен в городе. С докладами выступили учащиеся экологического лицея и ученики московской школы № 630 – гости конференции.
За проведенную работу по сбору практического материала, прекрасное владение навыками научной работы многие школьники – участники конференции были награждены дипломами и памятными подарками.

Лирично

Вообще-то о Пущинском экологическом лицее нельзя писать так. За подобным изложением материала встает совершенно определенная картина конференции: смертная скукотища на трибуне, чинные первые ряды под пристальными взглядами учителей, попивающая газировку и слушающая плейеры галерка…
Наука экология во многом превратилась в сухой комментарий к разнообразным способам исковеркать Землю. А сами экологи – в крепких ребят в штормовой одежде, штурмующих нефтяные вышки или сейнеры. И в этом они весьма похожи на своих идейных противников.
Пущинские экологи в этой игре не участвуют. Да и сами предметы экологического курса служат в основном тому, чтобы научить их обращаться с информацией. Систематизировать, анализировать, выступать перед аудиторией, аргументированно спорить, доказывать свою точку зрения.
Кстати говоря, выпускники лицея идут отнюдь не только в ученые. В юристы, экономисты, педагоги… Но их учителя уверены, что экологическое образование им все равно пригодится.

Отступление первое

В последнее время в лицей часто приходят те, кто раньше учился в других школах Пущина. И как правило, в разговоре о причинах перехода все говорят одно.
Мы здесь – свободны. В определенных рамках, конечно.
И эти рамки заслуживают отдельного разговора.
Как замечательно сказал кто-то из старшеклассников, «мы здесь играем в одной команде. В одной команде с теми, кто борется против войны в Чечне, кто пытается найти лекарство от рака, кто строит дома, кто изучает Антарктиду. Я знаю, что мы делаем одно дело».
Поэтому уверенность пущинских учителей в будущем своих учеников, в пользе экологического образования вполне оправданна. Ведь собственноручно пересчитанные перловицы и беззубки, очищающие Оку, посаженные деревья, потушенные пожары – все это останется в памяти. Вектор внутреннего развития задан. А уж в какой ты области потом будешь работать – дело десятое.
Известно, что чаще всего посадка деревьев и прочие мероприятия заканчиваются фатально для педагогических целей, которые ими преследовались. Наверное, это происходит потому, что один раз это сделать недостаточно. Когда один строит, а сотня ломает, результат понятен. Нужно сделать так, чтобы строили все. Чтобы это было нормой. То есть фактически – создать микрообщество со своими законами.
Но как это сделать?

Отступление второе

Конечно, опыт Пущинского лицея уникален. Не потому, что такого еще никто не делал. Просто в ход у педагогов идет все, что есть под рукой. А под рукой есть многое.
Во-первых, научные институты, которых в городе не один и не два. Из шестидесяти учителей лицея, которые обучают сто пятьдесят учеников, – больше половины бывшие и нынешние ученые. Профессионалы мышления. Ученикам с ними не может не быть интересно. К тому же большинство из них ведут не уроки, а факультативы. Так, например, астрономию в лицее преподает директор Радиоастрономической обсерватории РАН. Учеников у него – двое. Раньше было больше, но остальные ушли.
На другие факультативы.
Чтобы держать такое количество учителей, нужны немалые деньги. И в этом лицею помогают родители. Кто-то отремонтировал класс, кто-то дал денег на поездку, кто-то что-то купил. На родительские деньги существуют все дополнительные ставки, потому что от государства деньги лицей получает в минимальном объеме, и те не целиком.
Лицеисты часто ездят в другие города, а порой и в другие страны. Работают старые связи, помогают ученые, некогда трудившиеся в Пущине.

Маршеобразно

Как-то все очень гладко получается, скажете вы. И детки умные, и деньги водятся, и учителя замечательные… Остается только развести руками и сказать: ну, если бы у нас было столько учителей, да и жили бы мы где-нибудь поближе к Академии наук, и родители учеников были бы побогаче… Тогда – да. А так – приходится выживать и больше ни о чем не думать.
Но мы все равно живем не в вакууме. И наверняка и в вашем городе найдутся интересные люди, готовые помочь школе. Их ведь не так мало. Найдутся и деньги, пусть со скрипом, но найдутся. И вдруг окажется, что то место, где вы живете, действительно уникально. И дети – вовсе не такие инертные. И школа ваша – уже давно не обычная и средняя. Авторская и на авторской же образовательной идее построенная. Главное – почувствовать эту идею в себе, вокруг себя и в окружающих людях.

Сергей ЛЕБЕДЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru