Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №31/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Образовательная политика: взгляд справа

24 апреля на встрече президента В.В.Путина и депутатов фракции СПС состоялся, может быть, первый за много лет серьезный разговор об образовании с человеком, представляющим в стране верховную власть.
Как уже сообщалось в прессе, депутаты обсуждали с президентом вопросы экономической, административной и судебной реформ, а также проблемы модернизации образования.
Предложения Союза правых сил по переменам в образовании в общих чертах выглядят так:

1. В Законе «О бюджете 2002 года» установить финансовый норматив в системе образования, увязав его с новой концепцией межбюджетных отношений.

Это было зафиксировано в послании президента Федеральному Собранию и поддерживается фракцией СПС. Но есть одна тонкость.
Одним из важнейших параметров новых межбюджетных отношений является эффективность их с точки зрения выполнения обязательств федерального и других бюджетов по нормативному финансированию.
Но норматив следует связать не столько с государственным образовательным стандартом – фактически это учебный план, нагрузка и требования к ученику, – сколько с условиями функционирования школы: светом, теплом, канализацией, оборудованием, телефонизацией, компьютеризацией. Иначе ученики станут заложниками жесткой связки: чем больше нагрузка (учебный план – стандарт), тем больше норматив. К сожалению, это не прозвучало в послании Федеральному Собранию, что надо, с нашей точки зрения, исправить.

2. Зарплату учителям начать выплачивать из федерального бюджета начиная с 2002 года.

Возможно, это и станет новой основой межбюджетных отношений: государство берет на себя ту часть норматива финансирования образования, которая связана с зарплатой. Просто потому, что это единственное, что можно рассчитать в Москве. Остальное сильно зависит от региональных условий. Но, повторяю, нельзя ставить зарплату учителей в зависимость от нагрузки на учащихся. Это все равно что платить депутатам зарплату по количеству проведенных в Думе часов или принятых законов. Было бы хорошо, но никогда не будет работать.
Мы можем предложить эффективную систему расчета заработной платы учителя на другой основе.

3. Все средства, которые государство направляет в систему образования из центра, перевести из трансфертов в целевые субвенции начиная с 2002 года и жестко контролировать, чтобы они доходили до образовательных учреждений.

Существующая система финансирования школьного образования через трансферты сводит на нет все усилия власти по увеличению общей суммы бюджетных средств, которые направляются в образование. Рассчитанные по нормативу в соответствии с новой схемой межбюджетных отношений, средства на свет, тепло и другие условия жизнеобеспечения школы необходимо предоставлять в виде целевых субвенций, например, через казначейства в федеральных округах. Подобную схему можно отработать в Приволжском федеральном округе.

4. Основой отношений между гражданами и государством в области образования должен стать общественный образовательный договор – государство должно подтвердить свои обязательства перед гражданами и отвечать по этим обязательствам.

Необходимо максимально поощрять и стимулировать попечительство и благотворительность в области образования: налоговыми льготами, льготными условиями кредитования, преимуществом в тендерах на государственные и муниципальные заказы. Благотворительность должна покрывать до 30% затрат в области образования (есть реальный план, позволяющий этого добиться), и это должно быть выгодно благотворителям. Мы готовы разработать всю необходимую правовую базу. Формула: «... вложение средств в будущее страны, в котором участвуют... все граждане без исключения» – принесет больше вреда, чем пользы. Как раз наоборот: не все без исключения, а «богатые платят за бедных», но при этом богатым это должно быть выгодно. С нашей точки зрения, не нужно преувеличивать опасность отмывания денег через благотворительность и попечительство, для отмывания крупных сумм есть другие, более эффективные схемы, о них всем известно. Кроме того, переход от среднего к высшему образованию необходимо начиная с 2003 года сделать таким же свободным, как переход из начальной школы в старшую. Это означает отмену вступительных экзаменов в вузы.
А с 2004 года нужно ввести систему образовательного кредитования преимущественно в высшем профессиональном образовании. Если государство не может обеспечить гражданам получение профессионального образования – пусть дает деньги в долг на выгодных гражданам условиях.
Школьная власть должна перейти от чиновников к гражданам: начиная с 2004 года основой экономики образования должен стать бюджет образовательного учреждения (организации), который должен быть согласован с советом образовательного учреждения или попечительским советом, и учредитель в лице муниципалитета или государства должен отчитываться об исполнении школьных бюджетов перед органами школьного самоуправления.
Все эти шаги – в рамках общественно-образовательного договора.

5. И последний шаг: во главе Министерства образования должен стоять авторитетный политик, а не ведомственный чиновник, чтобы ведомство действовало в интересах граждан, а не бюрократии.

Роль образовательного спикера выполнила депутат Л.ГЛЕБОВА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ.
Ее рассказ об образовательной части встречи депутатов с президентом мы и предлагаем нашим уважаемым читателям.

В начале этой темы мы отметили важность самого факта обсуждения президентом проблематики образования с политиками либеральной ориентации.
Я сказала президенту, что мы выступили категорически против введения 12-летки, особенно в том виде, в котором ее предложило ведомство. И на парламентских слушаниях прошлого года наши позиции с левыми были общими. Мы возлагали большие надежды на проведение стратегии модернизации, многие идеи которой нами поддерживаются. Но наши надежды на проведение модернизации не оправдались. Происходит профанация модернизации и подмена серьезных системных шагов, особенно в области экономики образования, фрагментарными, второстепенными, внутриведомственными мероприятиями, цель которых одна – сохранение ведомства в его сегодняшнем виде.
Путин слушал внимательно, было видно, что тема для него очень важная.
– Но ведь у вас там есть общественный совет, он играет какую-то роль? – спросил он меня.
Я ответила:
– Совет есть, но сама роль общественного влияния в системе образования настолько мала, что любая общественная инициатива, даже представленная виднейшими политиками и деятелями, не играет никакой или почти никакой роли. Уж чего больше – на парламентских слушаниях высказались против 12-летки, а все идет по-прежнему.
Но самой главной темой нашего разговора об образовании все же стала экономика, и прежде всего стабилизация финансового обеспечения школы и зарплаты учителей. Мы много говорили о необходимости новых межбюджетных отношений, более ответственного отношения к деньгам, которые идут из центра, о том, что трансферты неэффективны и надо переходить на целевые субвенции.
– Вы знаете, это очень спорно, – заметил В.Путин, имея в виду законное право субъектов Федерации распоряжаться своими средствами по своему усмотрению. – Но в любом случае надо все просчитать: что государство может гарантировать, а что должно оплачиваться местными бюджетами.
Я ответила:
– Но ведь важно еще, кто будет считать. Если Министерство образования вместе с Российской академией образования, то они посчитают финансовый норматив в зависимости от стандарта, и окажется: чем больше нагрузка на ребенка, тем больше норматив.
После этого была затронута тема общественного управления, попечительства и важности поддержки инициатив профессионального сообщества.
Президент не возразил на нашу критику той части его послания, где он говорил, что «все граждане без исключения» должны вкладывать средства в образование. Мы предложили следующий подход: богатые должны платить за бедных, но им, богатым, это должно быть выгодно. И что вполне возможно довести объем благотворительных средств в образовании до 30%, но для этого нужны особые условия стимулирования благотворительности и попечительства.
В конце встречи президент сказал:
– Вы затронули очень важную тему, очень большую тему. Я понимаю, что дети не должны наполняться знаниями механически, что мы должны научить их добывать знания, научить их учиться, что для развития страны это, может быть, самая важная задача. Надо как-то начинать обсуждать эту тему более широко, подступаться к ней по-новому.
Я сказала, что мы готовы представить и аналитические материалы, и развернутые расчеты, и программу действий.
Редакция благодарит Л.Н.Глебову за предоставленную нашим читателям возможность так подробно узнать об этом важном в жизни образовательного сообщества событии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru