Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Ольга Александрова

Не надо хи-хи!

Каждый родитель немного знаком со своим ребенком. Один меньше, другой больше. Но ближе всех с детьми познакомился Антуан
де Сент-Экзюпери. И рассказал об этом в своей знаменитой книге, которая называется “Маленький принц”. А если б не Экзюпери, мало кто из нас догадался бы, что живет под одной крышей с инопланетянином.

Впрочем, эта информация заинтересовала не каждого родителя. “Принц ты или нет, – рассуждает иной из нас, глядя на своего отпрыска, – а к порядку привыкать придется”.
И методы вразумления маленьких “инопланетян” встречаются у нас, взрослых, очень экзотические... А что, если попробовать научиться говорить с нашими “принцами” на одном языке, вместо того чтобы устраивать с ними поединки?
Помните, как в фильме Гайдая “Зигзаг удачи” дети в садике никак не хотели есть кашу, а после того, как заведующий (его играл Евгений Леонов) открыл перед ними заманчивую перспективу, пообещав после завтрака какую-то экспедицию, все дружно заработали ложками. Ведь перед “полетом” надо было подкрепиться!
А каким вкусным оказался “лисичкин хлеб” в рассказе Пришвина? Обыкновенный хлеб, погулявший по лесу в рюкзаке, стал волшебным благодаря сказке.
Без сказки, если верить Малышу, знакомому с Карлсоном, который живет на крыше, “лучше умереть, чем есть мясные тефтели”.
Игра – вот ключевое слово, о котором нельзя забывать в общении с ребенком. Игра понятна ему. С ней связана радость познания мира и общения с нами.
Мне лично проводить время с детьми гораздо интереснее, чем со взрослыми. Здесь столько неожиданностей! Однажды вслед за мной в лифт вошла женщина с громко плачущим сынишкой на руках. Чтобы как-то разрядить обстановку, я задала первый, пришедший в голову вопрос: “А как же ты будешь слезать с такого высокого дерева?” Мальчик умолк, удивленно уставившись на меня. “Ты, наверное, здорово лазаешь по деревьям?” – с одобрением продолжала я. Малыш отрицательно покачал головой. “Но немножко-то умеешь?” – в моем голосе зазвучала тревога. Малыш опять покачал головой. Я сделала испуганные глаза: “Как?! Разве ты не знаешь? Всех, кто плачет, вороны уносят на вершину самого высокого дерева. А слезать надо самим. А ты не умеешь. Правда, можно улететь! – обрадовалась я своей находке. – Летать-то умеешь?” Мальчуган в очередной раз помотал головой. “Вот видишь! Прежде чем плакать, надо же было летать научиться...” Мой собеседник, видимо, согласился с этим замечанием, потому что плакать ему расхотелось.
“Я русским языком тебе говорю!” – кричат иногда мамаши на детей. Но, увы, одного русского языка маме знать недостаточно.
Не поможет и сюсюкающий, приторно-ласковый, а по сути лицемерный язык, на котором иногда взрослый обращается к малышу. “Не надо “хи-хи”!” – протестовала моя двухлетняя дочь, когда с ней так пытался разговаривать сосед.
Большой несправедливостью кажутся детям требования к ним, не подкрепленные нашим личным примером. Если при этом они нам все же подчиняются, значит, пока боятся.
Так ведь на этот страх мы и делаем ставку, добиваясь послушания окриками, понуканиями, а то и ремнем.
Но не животный страх перед наказанием, а желание ребенка быть равноправным членом семьи и жить по общим правилам, доверие и любовь к родителям, нежелание их огорчать и, наконец, интерес к игре, которая придумана к случаю, ведут к успеху.
Начнем с себя. “Наивысшего человек достигает тогда, когда подает хороший пример”, – написал Стефан Цвейг, и истинность этих слов подтверждает практика лучших педагогов и наиболее счастливых родителей.
Если все члены семьи выполняют то, к чему нам хотелось бы приучить и своего “маленького принца”, достаточно обратить на это его внимание и терпеливо помочь ему дотянуться до общего уровня. Овладеть большим количеством навыков и занять подобающее место в семье, среди родственников и друзей. А затем – и в большом мире.
Но не будем торопить события.
“Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях” (Жан-Жак Руссо).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru