Можно ли привить любовь к Родине
средствами физической культуры?
Государственная программа
“Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001–2005 годы”, утвержденная
правительственным постановлением от 16 февраля
нынешнего года, заставляет работать не покладая
рук все учреждения и ведомства. Госкомспорт не
исключение.
Об этом свидетельствует дискуссия, которая
недавно состоялась на заседании
координационного совета по
спортивно-патриотическому воспитанию. В состав
этой новой структуры, которую возглавляет
председатель Госкомспорта РФ Павел Рожков,
входят представители аппарата правительства,
Минобразования, депутаты Госдумы, ученые.
Свою задачу специалисты видят в обобщении и
распространении регионального опыта по
воспитанию детей и молодежи средствами
физической культуры, спорта и туризма и
координации деятельности различных
заинтересованных ведомств. С этой целью
планируется создать пять комиссий – например, по
кадровой политике, по международному
сотрудничеству, научному обеспечению. В скором
времени, может быть уже в июне, увидит свет
концепция спортивно-патриотического воспитания.
Не сотвори себе кумира
Как показала дискуссия на координационном
совете по спортивно-патриотическому воспитанию,
никто толком не знает, чем отличается российский
патриотизм от советского и как привить любовь к
Родине средствами физической культуры.
Вообще привязка спорта, как и любого другого вида
деятельности, к патриотизму представляется
несколько искусственной и надуманной. Другое
дело – воспитание таких качеств, как
настойчивость, трудолюбие, сила воли,
целеустремленность, и в этом случае потенциал
физической культуры трудно переоценить.
Спорт – не во имя достижений, а во имя развития
личности – может стать целью и смыслом жизни для
подростков, реальной альтернативой наркомании,
алкоголизму, правонарушениям.
По свидетельству специалистов, ребята, которые
занимаются в спортивных школах, либо не состоят
на учете в органах внутренних дел, либо благодаря
занятиям изменяют образ жизни.
Об этом свидетельствует опыт Республики
Башкортостан, Кемеровской, Самарской областей,
других территорий, в которых программы
физического воспитания детей, подростков,
молодежи успешно осуществляются благодаря
поддержке региональных властей.
К числу лидеров по праву относится Ленинградская
область. Направления деятельности разнообразны:
от развития краеведения и экстремального
туризма до организации летних
спортивно-трудовых лагерей для подростков,
стоящих на учете в органах милиции. Однако
основное внимание уделяется созданию спортивных
клубов и площадок по месту жительства,
проводятся конкурсы по этой номинации.
Победители получают денежные награды до 1 млн
рублей.
Дорогое удовольствие
Именно поддержка массовых, так сказать,
любительских видов спорта является главной
задачей системы дополнительного образования
детей, в рамках которой функционирует около 3000
детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и клубов.
Они составляют 68% от общего числа (4,5 тысячи)
спортивных школ, клубов, секций, объединений,
действующих в стране под эгидой других ведомств
и структур: МПС, профсоюзных организаций,
Госкомспорта.
Но независимо от ведомственной принадлежности и
различных целей деятельности (в школах
Госкомспорта основной акцент делается на
воспитании олимпийских резервов) все эти
учреждения переживают общие финансовые и
кадровые трудности.
И все-таки повод для оптимизма есть: в
спортивные школы системы дополнительного
образования потихоньку возвращаются педагоги,
которые в середине 90-х на волне общих настроений
ушли в коммерцию, а по прошествии времени
разочаровались и вернулись “на круги своя”.
Теперь, обогащенные новым опытом
предпринимательской деятельности, они
привлекают немалые внебюджетные средства для
развития материальной базы своих школ.
Спонсорская поддержка детско-юношеского спорта
– это новое явление, которое могло бы получить
широкое распространение при условии
благоприятной налоговой политики. К сожалению,
ни сегодня, ни в ближайшем будущем федеральным
законодательством не предусмотрено
освобождение от налогов для тех, кто жертвует
средства на развитие спорта, физической
культуры, туризма.
Сила есть – ума не надо?
Но если материальные проблемы физического
воспитания все-таки можно решить, то
нравственные аспекты в этой сфере требуют более
серьезных усилий и неординарных подходов. Прежде
всего следует изменить позицию самих педагогов
– тренеров, наставников, руководителей секций.
Не секрет, что некоторые из них действуют по
принципу “Сила есть – ума не надо”, уделяя
внимание только физической подготовке и забывая
о культуре.
Следовательно, система педагогических кадров
для этой сферы нуждается в пересмотре. Так же как
само понятие воспитания. Воспитание – это не
слова, не лозунги, не обращение к идеалам и
кумирам, как полагают многие, не организация
бесчисленных комиссий или написание концепций,
законов и программ, а повседневная практическая
деятельность по созданию условий для развития
детей. И там, где такие условия создаются,
удручающая статистика идет на спад.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|