Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Ольга Дашковская

Единый экзамен: пока все идет по плану

Но чем ближе начало эксперимента, тем сильнее беспокойство

В июне 2001 года начнется первый этап эксперимента по единым государственным экзаменам (ЕГЭ), Положение о котором было недавно утверждено Министерством юстиции.

В марте Министерство образования провело совещания для директоров школ, представителей вузов, руководителей органов управления образованием пилотных территорий – Якутии, Чувашии, Марий Эл, Мордовии. Обсуждались организационные и финансовые проблемы, связанные с подготовкой эксперимента.
По итогам обсуждения в каждой территории составляется конкретный план действий. Пожалуй, главным из всех мероприятий является утверждение списка специальностей, на которые вузы пилотного региона будут принимать выпускников школ по итогам единых экзаменов. В Чувашии и Якутии этот список включает уже более 20 специальностей. В республиках Мордовия и Марий Эл эта работа будет завершена в ближайшие дни.
Еще накануне нового года предполагалось, что все вузы пилотного региона по всем специальностям без исключения будут засчитывать результаты ЕГЭ. Почему в ходе подготовки пришлось изменить первоначальные замыслы? По словам заместителя министра образования Виктора Болотова, одна из причин заключается в том, что специалистам не удалось разработать приемлемые тестовые материалы по литературе, с помощью которых можно было бы осуществить школьную аттестацию и отбор в вуз. Поэтому решили не рисковать и отменить единый экзамен по литературе до лучших времен, скорее всего до будущего года. Инженерно-технические вузы будут засчитывать результаты единого экзамена по русскому языку. Абитуриенты, поступающие в гуманитарные вузы, будут сдавать литературу по традиционной схеме, а другие предметы гуманитарного цикла – по системе ЕГЭ, при условии, если выбранный ими вуз заявит о своем участии в эксперименте. Согласно последним данным, ни один юридический институт ни в одном из пилотных регионов такой инициативы не проявил.
Все выпускники в пилотных регионах в обязательном порядке должны будут сдавать один общий экзамен: в Чувашии, Якутии, Марий Эл – по математике, в Мордовии – по биологии, и не менее трех экзаменов по выбору в зависимости от специальности, на которую они претендуют. Если выпускник не собирается поступать в вузы своей республики, он вправе не сдавать экзамены по системе ЕГЭ, а сдавать их по традиционной схеме, которая останется в силе наравне с экспериментальной.
Министерство образования ведет переговоры о том, чтобы вузы четырех пилотных регионов принимали абитуриентов каждого из этих регионов по результатам единых экзаменов.
Особенно это актуально для Чувашии, Марий Эл, Мордовии, связанных между собой давними историческими и культурными узами и расположенных близко друг от друга. Не исключено, что некоторые российские вузы, в которые традиционно поступают учащиеся якутских школ, пойдут навстречу пожеланиям министерства принять ребят из далекой северной республики по результатам ЕГЭ.
Итоги конкурса на лучшие контрольно-измерительные материалы были подведены 22 февраля. Тесты по всем предметам, помимо заданий, рассчитанных на выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных, содержат вопросы, требующие развернутых ответов.
Места для проведения эксперимента (школы, вузы, кинотеатры, дворцы культуры), а также схемы доставки учащихся из разных районов были подготовлены заблаговременно, еще зимой.
Но уже сегодня все более очевидным становится тот факт, что одолеть глыбу организационных проблем силами только образовательных ведомств не удастся. Поэтому в состав координационных советов по проведению единых экзаменов планируется включить представителей МВД, ФАПСИ, ГАИ, некоторых других структур. Каждая из них, в зависимости от своих специфических функций, будет обеспечивать решение задач, связанных с обеспечением школьников транспортными средствами или охраной порядка и безопасности в местах проведения ЕГЭ. Ответственность за чистоту эксперимента в ходе его осуществления будет возложена на так называемые наблюдательные комиссии, состоящие не только из школьных и вузовских работников и родителей, как предполагалось ранее, но также из представителей интеллигенции, писателей, деятелей искусства, культуры – словом, людей уважаемых и известных.
Возникает закономерный вопрос: если все так хорошо спланировано и вроде бы никаких внештатных ситуаций не предвидится, почему же тогда в пилотных территориях, судя по выступлениям некоторых представителей, в том числе министра образования Республики Чувашия Галины Черновой, царит такая паника?
По мнению Виктора Болотова, новое и неизвестное всегда вызывает страх. Вузовские работники опасаются, что уровень контрольно-измерительных материалов, подготовленных к единым экзаменам, не позволит качественно произвести отбор абитуриентов. Учителя боятся, что их воспитанники продемонстрируют низкие результаты и таким образом запятнают честь их профессионального мундира. В этой связи Министерство образования старается убедить руководителей органов управления в пилотных регионах, что оценки за ЕГЭ – не повод для наказания “отстающих” школ и педагогов, а сигнал тревоги, свидетельствующий о том, что кто-то нуждается в помощи и поддержке.
Неодобрительно отзывается Виктор Болотов и о тех работниках образования, которые слабо информированы о конкретных процедурах проведения эксперимента: “Вместо того чтобы навести подробные справки по волнующим их вопросам, многие представители высшей школы предпочитают только критиковать любые реформы министерства и правительства, подозревая их в злом умысле приватизации и коммерциализации образования”.
И все-таки, несмотря ни на что, интерес к эксперименту не ослабевает. Поступает очень много заявок на частичное участие в эксперименте, причем по самым разным схемам. Например, в Ростовской области сдавать ЕГЭ “в массовом порядке” будут школьники только трех районов этого региона, в Ульяновской – результаты единых экзаменов засчитает только один вуз – местный государственный педагогический университет.
Но приказом пока еще не утвержден ни один из названных претендентов. Уточняются последние детали. На данном этапе Министерство образования даже вынуждено тормозить инициативу своих коллег не столько из-за страха профанации полезной идеи, сколько из-за нехватки контрольно-измерительных материалов. Дело в том, что для каждого часового пояса разрабатывается свой комплект КИМов. Это означает, что школьники в Якутии и в Мордовии будут выполнять не одинаковые, а эквивалентные задания. Кроме того, в каждом регионе в каждой аудитории будут использоваться одновременно три варианта, чтобы снизить риск списывания. Еще три особых варианта будут подготовлены для абитуриентов, поступающих в вузы в июле – августе: выпускников ПТУ, техникумов, демобилизованных воинов, ребят, заваливших вступительные экзамены в прошлые годы. Нетрудно подсчитать, сколько всего комплектов заданий потребуется. Сил поднять такую громаду у министерства пока нет.
В заключение отметим, что введение ЕГЭ на первом этапе в так называемых компактных регионах, где большинство детей поступает в местные вузы, а процент абитуриентов, приезжающих из соседних областей, незначителен, – это генеральная репетиция предстоящего полномасштабного эксперимента, попытка отработать определенные организационные технологии. Поэтому всем своим оппонентам, обвиняющим их в непродуманной спешке, реформаторы отвечают, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу.

Особенно это актуально для Чувашии, Марий Эл, Мордовии, связанных между собой давними историческими и культурными узами и расположенных близко друг от друга. Не исключено, что некоторые российские вузы, в которые традиционно поступают учащиеся якутских школ, пойдут навстречу пожеланиям министерства принять ребят из далекой северной республики по результатам ЕГЭ.
Итоги конкурса на лучшие контрольно-измерительные материалы были подведены 22 февраля. Тесты по всем предметам помимо заданий, рассчитанных на выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных, содержат вопросы, требующие развернутых ответов.
Места для проведения эксперимента (школы, вузы, кинотеатры, дворцы культуры), а также схемы доставки учащихся из разных районов были подготовлены заблаговременно, еще зимой.
Но уже сегодня все более очевидным становится тот факт, что одолеть глыбу организационных проблем силами только образовательных ведомств не удастся. Поэтому в состав координационных советов по проведению единых экзаменов планируется включить представителей МВД, ФАПСИ, ГАИ, некоторых других структур. Каждая из них, в зависимости от своих специфических функций, будет обеспечивать решение задач, связанных с обеспечением школьников транспортными средствами или охраной порядка и безопасности в местах проведения ЕГЭ. Ответственность за чистоту эксперимента в ходе его осуществления будет возложена на так называемые наблюдательные комиссии, состоящие не только из школьных и вузовских работников и родителей, как предполагалось ранее, но также из представителей интеллигенции, писателей, деятелей искусства, культуры – словом, людей уважаемых и известных.
Возникает закономерный вопрос: если все так хорошо спланировано и вроде бы никаких внештатных ситуаций не предвидится, почему же тогда в пилотных территориях, судя по выступлениям некоторых представителей, в том числе министра образования Республики Чувашии Галины Черновой, царит такая паника?
По мнению Виктора Болотова, новое и неизвестное всегда вызывает страх. Вузовские работники опасаются, что уровень контрольно-измерительных материалов, подготовленных к единым экзаменам, не позволит качественно произвести отбор абитуриентов. Учителя боятся, что их воспитанники продемонстрируют низкие результаты и таким образом запятнают честь их профессионального мундира. В этой связи Министерство образования старается убедить руководителей органов управления в пилотных регионах, что оценки за ЕГЭ – не повод для наказания “отстающих” школ и педагогов, а сигнал тревоги, свидетельствующий о том, что кто-то нуждается в помощи и поддержке.
Неодобрительно отзывается Виктор Болотов и о тех работниках образования, которые слабо информированы о конкретных процедурах проведения эксперимента: “Вместо того чтобы навести подробные справки по волнующим их вопросам, многие представители высшей школы предпочитают только критиковать любые реформы министерства и правительства, подозревая их в злом умысле приватизации и коммерциализации образования”.
И все-таки, несмотря ни на что, интерес к эксперименту не ослабевает. Поступает очень много заявок на частичное участие в эксперименте, причем по самым разным схемам. Например, в Ростовской области сдавать ЕГЭ “в массовом порядке” будут школьники только трех районов этого региона, в Ульяновской – результаты единых экзаменов засчитает только один вуз – местный государственный педагогический университет.
Но приказом пока еще не утвержден ни один из названных претендентов. Уточняются последние детали. На данном этапе Министерство образования даже вынуждено тормозить инициативу своих коллег не столько из-за страха профанации полезной идеи, сколько из-за нехватки контрольно-измерительных материалов. Дело в том, что для каждого часового пояса разрабатывается свой комплект КИМов. Это означает, что школьники в Якутии и в Мордовии будут выполнять не одинаковые, а эквивалентные задания. Кроме того, в каждом регионе в каждой аудитории будут использоваться одновременно три варианта, чтобы снизить риск списывания. Еще три особых варианта будут подготовлены для абитуриентов, поступающих в вузы в июле – августе: выпускников ПТУ, техникумов, демобилизованных воинов, ребят, заваливших вступительные экзамены в прошлые годы. Нетрудно подсчитать, сколько всего комплектов заданий потребуется. Сил поднять такую громаду у министерства пока нет.
В заключение отметим, что введение ЕГЭ на первом этапе в так называемых компактных регионах, где большинство детей поступают в местные вузы, а процент абитуриентов, приезжающих из соседних областей, незначителен, – это генеральная репетиция предстоящего полномасштабного эксперимента, попытка отработать определенные организационные технологии. Поэтому всем своим оппонентам, обвиняющим их в непродуманной спешке, реформаторы отвечают, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru