Возраст протеста
Он рано или поздно наступает для
каждого подростка. Но в этом протесте скрыт
глубокий внутренний поиск
Переход в мир взрослых начинается с
развития у подростка рефлексирующего
рассудочного мышления.
В чем его отличительные особенности?
Хорошо известно, что в младших классах школы
большинство детей умеют отличать то, “как надо
говорить”, от того, “что есть на самом деле”. И в
зависимости от ситуации ребенок, разговаривая с
учителем, будет говорить так, как надо, хорошо при
этом зная, что на самом деле все обстоит по-другому.
И это вовсе не значит, что он лжет. Просто его
сознание продолжает жить по законам игры, когда
любой предмет может, оставаясь самим собой, в то
же время быть превращенным во что угодно.
Новая форма рефлексии, возникающая у подростка,
характеризуется критичностью и непримиримым
протестом против обнаруживаемых им противоречий.
Подросток задает себе и окружающим вопросы:
почему мне говорят одно, а я вижу совсем другое?
Наступает время ниспровержения авторитетов.
Если раньше взрослый обладал авторитетом просто
в силу своей взрослости, то теперь ребенок
требует доказательств тех или иных утверждений.
И многие привычные в мире взрослых “истины”
подросток готов поставить под сомнение.
Подросток видит, что взрослые постоянно говорят
одно, а поступают по-другому. Мир взрослых
кажется ему фальшивым и лицемерным.
Тенденция к обособлению и от мира детства, и от
мира взрослых, к созданию собственного мира
сверстников приводит к возникновению молодежной
контркультуры, нередко в антисоциальной форме.
Таким образом, главным противоречием
подросткового возраста можно считать конфликт
между рассудочной формой рефлексии и наличием
мира взрослых, не укладывающегося в рамки
рассудочности, но в то же время провозглашающего
рассудочность основанием своего бытия.
Что же делать педагогу в этой ситуации?
Типичный ответ педагогики: нужно
“социализировать” подростка, преодолеть его
отчуждение от социума, найти методы и средства
воспитания, которые помогли бы включить его в
нормальные социальные отношения как
полноправного полезного члена общества.
Если же исходить из философских представлений о
человеке, ответ на вопрос “что делать?” будет
противоположным.
Надо не социализировать и адаптировать
подростка к общественным отношениям, а, напротив,
помочь ему обособиться от социума.
Обособление способствует переходу от
рассудочной формы рефлексии к рефлексии
разумной, где нет жесткости и однозначных
понятий и рационализм выходит за свои пределы.
Разумная рефлексия берет начало в
парадоксальном ощущении себя как конечной
бесконечности, эквивалентной бесконечности Мира.
Это всегда прохождение по границе
рациональности, соприкосновение с тем, что
является непостижимым для жесткой логики
рассудка, с Тайной Человека и Мира.
Подчеркну, этап обособления – важнейшее условие
перехода от подросткового возраста к юношескому.
Чтобы этот переход произошел, человеку надо
пройти период остановки в деятельности,
созерцательности, романтической мечтательности,
философствовании. Именно в моменты
самоуглубления, непосредственного погружения в
беспредельность собственного Я и Мира
происходит становление личности, ее
нравственных основ. Максимализм подростка – это
максимализм отрицания, неприятия всего, что не
согласуется с его представлениями о логичности,
правильности и справедливости. Максимализм
юности – положительное, безусловное, не
опосредованное рассудком принятие мира как
целого, распахнутость души в бесконечность,
особая тяга к трансцендентности в себе и мире.
Для подростка нет Тайны, он уверен, что наука
обладает возможностью познать все, поскольку все
должно уложиться в логику. Он похож на того
научного работника, для которого тайна мира
становится не более чем тайной еще не
прочитанного учебника. Хотя всякая загадочность
и привлекательна для него, но скорее как фактор,
который надо устранить с помощью всемогущего
рационального знания. Отношение к
действительности как к миру объектов, подлежащих
познанию и использованию, опосредует и заглушает
пробивающееся изнутри более глубокое
эстетическое и религиозное восприятие бытия.
Для юноши уводящая в бесконечность
“несказанность” Мира выступает как
необыкновенная, восхищающая тайна,
захватывающая воображение и преобразующая весь
эмоциональный строй души. Юноша уже способен
пожалеть, простить и принять социальный мир
взрослых как нуждающийся в нем, в его помощи. И
чем более полным будет прохождение периода
обособления, тем с большим личностным творческим
потенциалом человек сможет затем включиться в
общественную жизнь.
Поэтому, на мой взгляд, главная задача
воспитателя – не вовлечь подростка в
общественно полезную деятельность, а помочь ему
в выходе за границы рассудочного мышления,
поддержать зарождающуюся в нем склонность к
самоуглублению, созерцательности, обращению к
“последним вопросам”: о смысле жизни,
мироустройстве, предназначении человека.
Анатолий АРСЕНЬЕВ
Подробнее читайте в книге
“Подросток глазами философа”.
“Рауан”, 1996, Алматы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|