Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Возраст протеста

Он рано или поздно наступает для каждого подростка. Но в этом протесте скрыт глубокий внутренний поиск

Переход в мир взрослых начинается с развития у подростка рефлексирующего рассудочного мышления.
В чем его отличительные особенности?
Хорошо известно, что в младших классах школы большинство детей умеют отличать то, “как надо говорить”, от того, “что есть на самом деле”. И в зависимости от ситуации ребенок, разговаривая с учителем, будет говорить так, как надо, хорошо при этом зная, что на самом деле все обстоит по-другому. И это вовсе не значит, что он лжет. Просто его сознание продолжает жить по законам игры, когда любой предмет может, оставаясь самим собой, в то же время быть превращенным во что угодно.
Новая форма рефлексии, возникающая у подростка, характеризуется критичностью и непримиримым протестом против обнаруживаемых им противоречий. Подросток задает себе и окружающим вопросы: почему мне говорят одно, а я вижу совсем другое?
Наступает время ниспровержения авторитетов. Если раньше взрослый обладал авторитетом просто в силу своей взрослости, то теперь ребенок требует доказательств тех или иных утверждений. И многие привычные в мире взрослых “истины” подросток готов поставить под сомнение.
Подросток видит, что взрослые постоянно говорят одно, а поступают по-другому. Мир взрослых кажется ему фальшивым и лицемерным.
Тенденция к обособлению и от мира детства, и от мира взрослых, к созданию собственного мира сверстников приводит к возникновению молодежной контркультуры, нередко в антисоциальной форме.
Таким образом, главным противоречием подросткового возраста можно считать конфликт между рассудочной формой рефлексии и наличием мира взрослых, не укладывающегося в рамки рассудочности, но в то же время провозглашающего рассудочность основанием своего бытия.
Что же делать педагогу в этой ситуации?
Типичный ответ педагогики: нужно “социализировать” подростка, преодолеть его отчуждение от социума, найти методы и средства воспитания, которые помогли бы включить его в нормальные социальные отношения как полноправного полезного члена общества.
Если же исходить из философских представлений о человеке, ответ на вопрос “что делать?” будет противоположным.
Надо не социализировать и адаптировать подростка к общественным отношениям, а, напротив, помочь ему обособиться от социума.
Обособление способствует переходу от рассудочной формы рефлексии к рефлексии разумной, где нет жесткости и однозначных понятий и рационализм выходит за свои пределы. Разумная рефлексия берет начало в парадоксальном ощущении себя как конечной бесконечности, эквивалентной бесконечности Мира. Это всегда прохождение по границе рациональности, соприкосновение с тем, что является непостижимым для жесткой логики рассудка, с Тайной Человека и Мира.
Подчеркну, этап обособления – важнейшее условие перехода от подросткового возраста к юношескому. Чтобы этот переход произошел, человеку надо пройти период остановки в деятельности, созерцательности, романтической мечтательности, философствовании. Именно в моменты самоуглубления, непосредственного погружения в беспредельность собственного Я и Мира происходит становление личности, ее нравственных основ. Максимализм подростка – это максимализм отрицания, неприятия всего, что не согласуется с его представлениями о логичности, правильности и справедливости. Максимализм юности – положительное, безусловное, не опосредованное рассудком принятие мира как целого, распахнутость души в бесконечность, особая тяга к трансцендентности в себе и мире.
Для подростка нет Тайны, он уверен, что наука обладает возможностью познать все, поскольку все должно уложиться в логику. Он похож на того научного работника, для которого тайна мира становится не более чем тайной еще не прочитанного учебника. Хотя всякая загадочность и привлекательна для него, но скорее как фактор, который надо устранить с помощью всемогущего рационального знания. Отношение к действительности как к миру объектов, подлежащих познанию и использованию, опосредует и заглушает пробивающееся изнутри более глубокое эстетическое и религиозное восприятие бытия.
Для юноши уводящая в бесконечность “несказанность” Мира выступает как необыкновенная, восхищающая тайна, захватывающая воображение и преобразующая весь эмоциональный строй души. Юноша уже способен пожалеть, простить и принять социальный мир взрослых как нуждающийся в нем, в его помощи. И чем более полным будет прохождение периода обособления, тем с большим личностным творческим потенциалом человек сможет затем включиться в общественную жизнь.
Поэтому, на мой взгляд, главная задача воспитателя – не вовлечь подростка в общественно полезную деятельность, а помочь ему в выходе за границы рассудочного мышления, поддержать зарождающуюся в нем склонность к самоуглублению, созерцательности, обращению к “последним вопросам”: о смысле жизни, мироустройстве, предназначении человека.

Анатолий АРСЕНЬЕВ
Подробнее читайте в книге
“Подросток глазами философа”.
“Рауан”, 1996, Алматы


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru