Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Выбор в переходное время

Мы вновь заговорили о воспитании, мы ищем новые цели и ценности, которые можно предложить детям. Но гораздо важнее и труднее найти не цель, а путь к диалогу

С социальными проблемами воспитания люди сталкиваются в любом обществе, независимо от того, стабильное оно или переходное. Это самые разные проблемы – от элементарной нехватки финансирования до всплеска наркомании. Но в обществе переходного типа воспитание само становится социальной проблемой.
Почему?

О главной ценности

Переходное общество не в состоянии сформулировать задачи, которые стоят перед воспитанием. В России эти задачи традиционно формулировало государство.
Воспитание не является системой, изолированной от всей общественно-государственной жизни, и, естественно, задачи воспитания должны соотноситься с теми целями общественного развития, которые государство ставит перед собой.
В последние годы государство занялось лихорадочным поиском таких ориентиров. Ищут национальную идею, пытаются определить приоритеты...
Мне представляется, что сегодня мы стоим даже на более важном перекрестке, чем в 1992 году, когда закон об образовании фактически зачеркнул воспитание.
Теперь государство наконец признало важность воспитания и озадачилось тем, какие качества надо воспитывать. Однако складывается впечатление, что на место главной мировоззренческой ценности претендует само государство. Что ж, воспитать верноподданного – вполне реальная цель. Вот только результаты вряд ли окажутся прочными и долгосрочными.
Нелишне вспомнить слова Аденауэра, перед которым после Второй мировой войны стояла задача сказать немцам, какие ценности будут положены в основу нового общества. Англо-американские консультанты Аденауэра говорили: “Вы никуда не денетесь от своего прусско-имперского наследия”, а этот, мягко говоря, пожилой человек пошел наперекор советам победителей и провозгласил главной ценностью семью. И он выиграл.
В настоящее время мы живем в ином мире, где основой является не государство, а семья. Это единственный институт, сумевший уцелеть вопреки государственным экспериментам, которые пытались изменить ход истории.

Расходящиеся миры

В силу особенностей исторического развития типичное для всех модернизированных обществ изменение в отношениях детей и взрослых обрело характер отчуждения, кардинального расхождения мировоззрений.
Картина мира современного подростка, старшеклассника и современного взрослого существенно различается между собой.
Это не обязательно приводит к конфликтам, так как, выставляя счет отцам, дети относятся к старшим снисходительно. Они просто не хотят жить так, как жили их родители. Таким образом, сегодня в России мы констатируем ситуацию, которую в свое время описала Маргарет Мид: младшие учатся не только у старших, но в значительной мере учатся у сверстников. Более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптируются к реалиям.
Этот рост автономии подрастающих поколений обостряет воспитание как социальную проблему.
Естественно, что в такой ситуации первыми шаг навстречу должны сделать взрослые. Пользуясь выражением одного итальянского драматурга, нам надо выучить марсианский язык нового поколения, чтобы быть в состоянии вести диалог с детьми.
Но, увы, наше поколение выросло в другую эпоху, когда диалог не поощрялся и не был главным способом взаимодействия старших с младшими.
Необходимость диалога становится еще более явной, если принять во внимание, что изменились сами ученики. Сегодня у них совсем другие ценности, нежели у ребят 60-х, 70-х и даже 80-х годов. Вот что показало исследование ценностных установок старшеклассников Москвы, Киева и других городов. В 1985 году владельцами автомобилей хотели стать 17 процентов старшеклассников. И ребята надеялись самостоятельно добиться исполнения этого желания. А в 1995 году такое желание выразили 76 процентов старшеклассников, причем получить желаемое они хотели “здесь и сейчас”. В 1985 году иметь собственный дом хотели четыре процента старшеклассников, да и то приходилось долго объяснять, что это не приведет к потере московской прописки. А вот в 1995 году иметь собственный дом хотели 54 процента опрошенных.
Эти и другие данные позволили руководителю исследования В.С.Магуну сделать вывод о революции притязаний. Заметим, что притязания выросли так же резко, как уменьшились стремления приложить усилия для их достижения. А это уже индикатор более широкой проблемы – выбора и принятия решения.
Даже в стабильном обществе ресурс естественных жизненных целей исчерпывается приблизительно к 30 годам. “Закончу школу – там видно будет: пойду в армию, после дембеля отдохну, женюсь”. К 30 годам этот естественный ресурс жизненных перспектив исчерпывается. И если человек не научился ставить жизненной цели, он оказывается в весьма сложной ситуации. А в переходном обществе тенденция отказа от выбора может привести к фатальным последствиям. Именно на этой почве возникают преступность, наркомания и другие социальные язвы.

Пять процентов рабочего времени

К сожалению, наряду с семейным воспитанием, которое складывалось годами, наряду с социальным воспитанием, которое складывалось столетиями, наряду с религиозным воспитанием, которое имеет вековые традиции, сейчас появилось и набрало мощные обороты “диссоциальное воспитание”, то есть воспитание антисоциального сознания и поведения. Оно осуществляется в криминальных структурах, тоталитарных группах как политического так и культового характера.
Что же произошло? Почему за последние пятнадцать лет в стране появился большой криминальный слой населения? Недавно я видел ужасающую цифру: одних организованных преступных групп – 600 тысяч. Кто только не пишет о том, что наши молодые люди стоят в очереди в боевики.
Лидеры преступности готовят кадры не только в самих преступных сообществах, но и в специально созданных спортивных школах, школах телохранителей. Надо признать, что в этих целях используются и учреждения системы образования: их материальная база и организационно-кадровые возможности.
И вот еще одна тревожная тенденция: нередко старшеклассники определяют свои жизненные планы как криминальные. Например, 16-летний молодой человек сознательно совершает преступление, чтобы попасть в зону и вернуться оттуда уже “авторитетом”.
Что этому можно противопоставить?
Очевидно, необходимо совершенствовать систему профилактики. На мой взгляд, Министерство образования могло бы выйти в Государственную Думу с инициативой об ужесточении наказания за вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность.
Думается, наша система образования могла бы уделять значительно большее внимание развитию навыков рефлексии и умению ставить цели.
Воспитание как социальная проблема может решаться лишь при условии мобилизации обществом всех личностных ресурсов. Академик Капица в 1972 году писал: “Я сделал для “Комсомольской правды” маленький подсчет: если бы 100 млн взрослых тратили на 40 млн школьников пять процентов рабочего времени, то на класс из 40 школьников приходилось бы 200 часов педагогической работы взрослых в неделю. Не кажется ли вам, что пропаганду идеи о том, что общество должно тратить на школьников значительно больше интеллигентного и творчески индивидуализированного труда, следует настойчиво вести, особенно среди начальствующих лиц?” Я не рискую сказать лучше, чем академик Капица.

Анатолий МУДРИК,
профессор, доктор педагогических наук, член-корр. РАО



Рейтинг@Mail.ru