Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Самая вредная привычка – страх

Вот почему так важно создавать в школе особенную культуру взаимоотношений

Такие учителя, как Анастасия Скорицкая, вызывают у меня уважение. Их внимание к деталям, к тону, умение увидеть за штрихами проблему свидетельствуют о профессионализме.
Хочется поддержать разговоры Анастасии с родителями по поводу общения с детьми в сложных ситуациях. Они полезны хотя бы уж тем, что показывают взрослым, что наказание не единственный способ воспитания. Другие люди видят иные возможности и поступают иначе, а кроме того, наказания приводят к плохим последствиям.

Чем вредны наказания?

Наказание создает иллюзию, что я решаю проблему, но на самом деле это не ведет к принятию ребенком того, чего от него требуют.
Наказание – это всегда конфликт, причем конфликт неразъясненный и неразрешенный.
Постоянные наказания запускают круг недоверия. Родители не верят ребенку, он не верит им. Ребенок перестает делиться своими переживаниями со взрослыми. Это тупиковый путь потому, что наказание уничтожает доверие.
Когда наказание становится основой обучения и воспитания, у человека появляется страх кары, что способствует возникновению тревожности.
Человек становится зависимым от ожидания чего-то плохого, от неприятности, которая может последовать.
Такой человек живет исходя не из собственных принципов, которые он внутренне принял и считает нужным придерживаться, а ориентируясь на угрозу возможной неудачи.
Оптимально, когда, думая о будущем, человек представляет, как он все хорошо сделает и какой будет замечательный результат. А тот, кого воспитывали наказаниями, вместо этого рисует другую картину: как все будет плохо. То есть он уже не сам контролирует свои действия, а им руководит негативная программа, которую когда-то запустили его родители и учителя. Кстати, высказывания детей “нас нужно наказывать, иначе мы будем баловаться” являются примерами действия этой программы.
Систематическое применение наказаний в первую очередь свидетельствует о внутреннем неблагополучии самих родителей. Они не могут помочь ребенку справиться с требованиями жизни.
Поэтому, прежде чем наказывать, всегда стоит подумать: забочусь ли я о ребенке или просто хочу немедленно прекратить, пресечь что-либо.

Не наказывать, а проводить границы

Существуют так называемые справедливые наказания: за то, что не выучил урок и получил “два”, за то, что вернулся позднее указанного времени, за то, что не сделал чего-то по дому... Все это случаи установления границ, и границы нужны ребенку. Для нормального развития необходимы ограничения, определяющие порядок взаимоотношений между людьми. Но если провести аналогию с политикой, то о границах сначала договариваются.
Анастасия Скорицкая психологически поступает правильно, когда говорит, почему пересаживает ребят, объясняет свои требования и согласовывает их с учениками.
Это и есть мягкий способ проведения границ. Хотелось бы только пожелать учительнице настойчивости, чтобы ученики могли увидеть за ее поведением не слабость, а систему и пережили новую модель взаимоотношений. Говорить не обязательно тихо, голос может быть твердым и уверенным.
Но, конечно, не следует говорить с детьми явно раздраженным и злым голосом. Если учитель кричит, он в этот момент бессилен что-либо изменить. Крик – это проявление беспомощности.
Хороший способ установления границ – совместное написание правил вашего класса.
Если это первый класс, то правила надо вводить постепенно, по мере необходимости. Какое самое необходимое правило? Наверное то, что все знакомятся и приветствуют друг друга по утрам. Мне очень нравится, когда, например, в немецких школах учительница утром стоит в дверях и встречает приходящих учеников: “Здравствуй, Боб”, “Как дела, Маша?”, “Как прошел уикенд, Вильямс?”
Обязательное правило: не наносить физических травм, не делать другому больно. Этот запрет можно ввести в самый первый день.
Бывает и так, что детям надо выразить свои негативные эмоции. Для этого в психотерапии существует специальная игрушка, она называется Бобо. Это мягкая кукла-неваляшка в форме нечеткого, как бы размытого силуэта человека. Любой ребенок может ударить эту куклу, чтобы не страдали другие дети. Думаю, что в школе тоже можно повесить подобную “грушу” для битья.

Культура класса

В идеале в каждой школе, классе должна взращиваться собственная культура.
Если дома воспитание зачастую строится на окриках, то в школе необходима другая атмосфера. Нужна позитивная модель взаимоотношений, которая компенсировала бы неблаготворное влияние семьи.
Культура школы – это не только правила, это небольшие уникальные действа, которые происходят только здесь, это особая организация переменок и совместное обсуждение каждого прошедшего дня.
У Клауса Фоппеля есть интересное упражнение “камушек в ботинке”. Это метафора, суть которой в том, что если вовремя не заметить камушек, это потом может привести к худшим последствиям.
Например, кто-то тебе в классе мешает.
Ученикам нужна возможность выговориться. В конце каждого дня у них любимое упражнение: “От чего камушек в ботинке?”
Еще одна книга Фоппеля называется “Энергия паузы”. Это рассказ о том, как правильно организовать перерывы, чтобы они не разряжали, а действительно давали возможность отдохнуть и настроиться на работу.

Альбина ЛОКТИОНОВА,
детский психолог-психотерапевт



Рейтинг@Mail.ru