Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Поставить в угол – и сделать человеком?

Чему учатся дети, когда мы пользуемся своей властью

Тема эта неожиданно возникла в классе из коротенького разговора во время чтения рассказа о ком-то непослушном. “Отшлепать как следует – и будет слушаться как миленький”, – спокойно и буднично заметила Таня. Я слегка опешила: герой был вполне симпатичным и рукоприкладства никак не заслуживал, на мой по крайней мере взгляд. Я поинтересовалась мнением других ребят, и оказалось, что они тоже недоумевают. Только по поводу моей реакции. Отшлепать, наказать, заставить – без колебаний повторяли ребята. Похоже, они стали настоящими экспертами в этой области, встречаясь с наказанием ежедневно.
У каждого было что сказать – это вам не части речи обсуждать. Дискуссия грозила перейти в птичий базар, и я предложила обычный в подобной ситуации ход: каждый, кто хочет, напишет о наказании – зачем оно нужно, если нужно; наказывают ли тебя, за что, правильно ли это; будешь ли ты наказывать своих детей.
Результатов ожидала с опаской: предчувствовала волну обид и возмущенных воплей о несправедливости взрослых, в том числе и в свой адрес. Хотя честно стараюсь не унижать и не обижать ребят. А если пожалуются на родителей, вмешиваться в семейные дела я не вправе: родители воспитывают своих детей так, как считают нужным, пока не переходят границ закона. А я могу разве что поговорить на родительском собрании.
Короче говоря, ожидала я чтения текстов с тяжелым сердцем. И не зря...
“Детей нужно ругать и наказывать, чтобы они были умными и послушными”, – услышала я для начала. Написала это девочка-второклассница, знакомая с наказанием не понаслышке. Хотя послушания ей это точно не прибавило.
Конформизм? Стремление привлечь к себе внимание? Или она в самом деле думает, что так правильно?
Без вопросов и комментариев, просто не зная что сказать, я предложила ребятам читать дальше.
“Я буду наказывать своих детей, если они будут плохо себя вести, хулиганить, не слушать своих родителей”.
“Когда я буду папой, поставлю своего сынка в угол. И чтобы он там стоял два часа. А гулять он не будет четыре дня. А давать ему конфеты я даже не собираюсь”.
Чем дальше, тем больше вырисовывался чугунный стереотип взаимоотношений ребенка с миром взрослых.
Я наконец собралась с духом и стала спрашивать:
– Когда тебя наказывают, тебе это идет на пользу? Если к тебе применить систему наказаний, разработанную для будущего ребенка, как ты будешь себя чувствовать?
И услышала в ответ:
– Я б вообще из угла не вылезал и гулять не ходил.
– Неужели тебе будущего своего ребенка не жаль?
– А пусть не балуется!
И что, скажите на милость, со всем этим делать? Если они считают правильным, нормальным, когда их наказывают? Если к семи-восьми годам выросшие во внешне благополучных, обеспеченных семьях, имея образованную неработающую маму, дети даже не пытаются объясниться со взрослыми: за что их наказывают, что стоит за собственным непослушанием и за требованиями родителей? Они уже приняли как правило в этой жизни: я не слушаюсь – меня наказывают, я опять не слушаюсь – меня снова наказывают, так было и так будет. То есть покорно выполняют роль громоотвода для родительской (всегда ли оправданной?) агрессии, накапливают собственную и уже готовы перенести эту модель отношений на своих будущих детей.
Значит, печально размышляю я, учитель, который говорит тихо и доброжелательно, не вызывает в школу родителей, не третирует учеников, должен быть готов к тому, что многие ребята просто не воспримут его как авторитетного взрослого.
И немало времени проходит, прежде чем ребята привыкнут, что взрослый спокойным голосом может предъявить свои требования, объяснить их, согласовать с учениками и тогда уж требовать выполнения. Пересаживая кого-то, я всегда объясняю, почему это делаю. Настойчиво прошу не опаздывать из-за того, что утром мы планируем весь школьный день; делать домашние задания потому, что следующий урок строим на том, что выполнено дома (иначе, по-моему, оно вообще не имеет смысла).
А вчера поняла, что с домашними заданиями нужно что-то менять. Поддаваясь на родительские уговоры: “Вы с ним построже...” и “Задавайте на дом обязательно” – мы не учитываем родительского рвения “сделать из ребенка человека” любой ценой.
“Меня ругали, ставили в угол, шлепали. Если я не сделаю домашнее задание, мама начинает меня ругать. Я на маму сержусь и на папу тоже, только я их все равно люблю. Папа тоже меня ругает, заставляет выучить стихотворение. И я сижу с ним до одиннадцати часов. Однажды я сидела до трех часов ночи и так устала, что папу умоляла отпустить меня спать”.
Никогда больше не буду давать обязательных домашних заданий.

Анастасия СКОРИЦКАЯ



Рейтинг@Mail.ru