Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

А учителям не позволяют ничего сказать в свою защиту

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово,
Пошехонский район, Ярославская область

Очень благодарна газете за то, что наконец-то начат большой разговор о трагическом положении, в которое попала сегодня сельская школа. Десятый номер читали вслух и обсуждали всем коллективом. Вы очень правильно подметили, что под процесс скорейшего закрытия сельских школ «начали подводить идеологический фундамент». Областная и районная пресса, следуя моде или выполняя заказ властей, в один голос трубит о том, какая дорогая (это правда!) и какая плохая (горько и обидно!) сельская школа. Причем катится вал только с одной стороны – учителям сельских школ не позволяют что-либо сказать в свою защиту, иногда на областном телевидении во время прямых эфиров прорываются отдельные голоса честных, здравомыслящих людей, которые нас и обнадеживают.
Нас, учителей сельских школ, волнуют сегодня четыре момента. Первый – судьбы детей (это главное!). Второй – судьбы учителей; третий – судьбы школьных зданий. И четвертый – судьба самой деревни.
Главное обвинение, которое выдвигается сегодня против сельской школы, – слабые знания учеников. Это во многом правда. Значительная часть наших детей не усваивают содержание существующих программ. Но можно ли с уверенностью сказать, что в городских школах дело обстоит лучше? Ведь не секрет, что в больших городских школах дети со способностями ниже средних давно отселены в резервации, именуемые классами выравнивания и коррекции.
В большинстве своем в сельских школах учатся дети деградирующих, спившихся родителей. И в этом случае задача школы кардинально меняется: до заоблачных высот ребенок может и не подняться, а вот сохранить его нравственное и физическое здоровье мы просто обязаны.
А разве секрет, что сельские учителя из своих мизерных зарплат выделяют детям деньги для оплаты питания в школьной столовой, скидываются по десятке, чтобы оплатить пребывание ребенка в детском саду, на свои деньги устраивают детям праздники с угощением.
Знают ли обо всем этом великие стратеги, решившие одним махом разрушить семейный уклад сельской школы?
Надо тысячу раз взвесить, что обретут дети, а что потеряют. И что обретет и потеряет государство.
Когда-то работа в сельской школе приравнивалась к подвигу: выпускник института, прибывший на работу в сельскую школу, обеспечивался жильем, получал подъемные; выпускник, решивший работать на селе, освобождался от службы в армии; сельские учителя имели льготы по коммунальным услугам, получали двадцатипятипроцентную надбавку к зарплате. И вдруг – обвал! Огромная армия сельских учителей поставлена перед фактом – школа идет на дно, каждый выплывает как может.
Последний год я наблюдаю полнейшую растерянность в глазах моих коллег, все понимают, что их собираются жестоко наказать, но никто не понимает, за что. Старшее поколение, которому до пенсии осталось 5–6 лет, обреченно вздыхает, понимая, что устроиться нигде уже не удастся и доживать придется на льготную пенсию в 600 рублей, если не отберут и ее. А ведь это люди еще вполне работоспособные, накопившие опыт, обретшие житейскую мудрость, с ними детям хорошо, спокойно.
Среднее поколение завидует старшему: у тех хоть пенсия есть. А они? В деревне дом, хозяйство, подросшие дети, которых надо учить. Время ли думать о переезде? Да и куда переезжать, кто и где их ждет? В райцентре своих учителей девать некуда, так как количество детей и там неуклонно сокращается.
Сельская школа теряет крылья, утрачивает радость полета, потому что каждое утро начинается и заканчивается одним и тем же: а зачем это надо, нас все равно скоро закроют.
На моих глазах школа отряхнула с себя деревянные гнилушки с печным отоплением и туалетом-дырочкой и встала в центре деревни прекрасным белым лебедем.
Детей уже тогда было мало, но председатель колхоза, наш выпускник, взялся строить школу хозяйственным способом, ибо верил, что будет школа – будет и деревня. Ведь тогда, двенадцать лет назад, никому и в голову не могло прийти, что «сеть сельских школ надо срочно оптимизировать, то есть реструктурировать, то есть позакрывать как можно больше». Председатель понимал, как обездолены в плане бытовых удобств сельские дети, и построил школу с водопроводом, канализацией и электрическим отоплением.
Что будет с этим единственным в деревне благоустроенным зданием? О самом страшном думать не хочется. Уже сегодня школа взяла под свое крыло колхозный детский сад, готова взять Дом культуры и библиотеку, готова открыть вечернюю школу.
А самый лучший вариант, который мне видится, – это создать на базе нашей школы детский дом: пора разгрузить города, освободить их от детей-сирот. В деревне им выжить легче, легче прокормиться, а об отдыхе, который бесплатно дарит наша природа, я уж и не говорю.
Еще один вариант – это создание на базе школы постоянно действующего лагеря отдыха для городских ребят, чтобы они могли у нас не только жить, но и учиться. Вариантов много, жаль, что на местном уровне эти варианты пока даже не обсуждаются. Пройдет еще десяток лет, и обсуждать их будет просто не с кем. Деревня вымирает, уходит в небытие. Так неужели Россия и впрямь готова стать «страной городов»?



Рейтинг@Mail.ru