Еськов К.Ю. История
Земли и жизни на ней:
Учебное пособие для старших классов. –
М.: МИРОС–МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000
Чего можно ожидать от книги, в предисловии
которой со ссылкой на Эйнштейна утверждается:
«Если ученый не в состоянии объяснить ребенку
суть своей работы, это свидетельствует о его
профессиональной непригодности»? Учитывая, что
книга посвящена палеонтологии, я, признаться,
невольно готовился увидеть с детства привычные
реликтовые кущи и фигуры динозавров,
прорисованные с впечатляющей детальностью
фотороботов и, надо полагать, в той же степени
схожие с оригиналом. Но пролистано уже более ста
страниц плотного текста, а полюбоваться удалось
лишь редкими вкраплениями географических карт,
химических формул, и вот, наконец, зарисовки
отпечатков живых организмов в древних породах.
Что же предлагает гипотетическому
любознательному ребенку самонадеянный автор?
Начинаю читать текст: «Физики сочли вопрос о
предельном возрасте Земли в 18 млн лет
исчерпанным, но вот геологи восстали против
такой датировки самым решительным образом».
Итак, вместо картин схваток вымерших гигантов
автор предлагает борьбу идей физиков и геологов.
И оказывается, что нет более захватывающего
зрелища. После обсуждения (а не привычной для нас
констатации) возраста Земли следуют «Несколько
слов о методологии науки», где принцип Оккама
объясняется на примере загадки острова Пасхи. В
главе «Образование нашей планеты» мы узнаем, что
«Ньютон вопрос о происхождении Солнечной
системы вообще не ставил», и здесь же
утверждается, что «в океанах существует
динамическое равновесие между нерастворимым
карбонатом кальция и растворимым бикарбонатом».
«Эволюция земной коры»? Ну что ж. Почувствуйте
разницу между глубокофокусными и мелкофокусными
землетрясениями и запомните, что «океанское дно
– это магнитофонная лента, на которой записана
история магнитного поля Земли». Вас интересует
«Происхождение жизни»? Тогда вам необходимо
учесть, что «все белки на нашей планете построены
только из левовращающих аминокислот, а
нуклеиновые кислоты – из правовращающих
сахаров», затем вспомнить формулу для КПД
теплового двигателя и понять, что такое
синергетика.
Кто же автор – философ, географ или химик? К
счастью, в предисловии он сам представляется нам
как сотрудник Палеонтологического института
РАН, а этот фейерверк энциклопедических сведений
действительно предназначался детям –
старшеклассникам московской математической
школы. Каждая из перечисленных глав могла быть
отдельной серьезной статьей, но их размещение на
страницах книги по палеонтологии не
свидетельство снисхождения к читателю, а скорее
обращение на «ты» с детально изученным
предметом. Независимо от степени пользования
терминологией (а зачастую она совсем не детская!)
в книге нет пустых в своей непонятности
утверждений. Все они воспринимаются как
содержательные, и новый термин вызывает разве
что желание заглянуть в справочник. При этом
нужно заметить, что вразрез с отечественной
традицией книга снабжена толковым словарем, где
автору мастерски удается объяснить самые
замысловатые словосочетания, оставаясь в рамках
лексики школьной программы.
Начиная с пятой главы названия становятся
типично палеонтологическими. Ранний докембрий,
палеозой, кайнозой. Здесь, после демонстрации
таланта популяризатора, автор открывается перед
нами уже в качестве естествоиспытателя. Внешне
текст производит впечатление отчета или
протокола. Бесстрастное перечисление фактов.
Однако оторваться от этого жизнеописания Земли
столь же трудно, как от другого шедевра данного
жанра – «Жизни насекомых» Фабра. Именно здесь
становится ясно, что настоящая наука есть
деятельность описательная, как это повелось со
времен Ньютона, который гипотез, как известно,
«не измышлял». Роль ученого состоит лишь в поиске
наиболее рационального способа описания
наблюдений. Можно было веками составлять
подробнейшие таблицы движения небесных светил,
но запись этих данных с помощью одной формулы
явила миру образец теории – закон всемирного
тяготения.
Выбранный автором стиль путевого дневника не
мешает ему пользоваться своим литературным
талантом: «рыбы, например, будут продолжать
“ходить по дну” почти до середины мезозоя: лишь
тогда костные рыбы “изобретут” плавательный
пузырь, а среди хрящевых рыб появятся акулы
современного типа, которые “не тонут” из-за
того, что находятся в постоянном движении». Перед
нами уникальный пример учебника, который можно
не заучивать – учебный материал запоминается,
как стихи.
|