Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий КАРМАЗИН,
заместитель министра
образования и по делам молодежи
Республики Карелии
wpe895.jpg (12829 bytes)

Педсовет on-line

Использование информационных технологий для карельского образования стало уже привычным делом. Региональным центром новых информационных технологий является Петрозаводский государственный университет, причем он обслуживает нужды не только системы образования, но и других правительственных структур: все информационные потоки идут именно через университетский сервер. Около пятидесяти учреждений и органов управления образованием в семи районах республики уже имеют выходы в Интернет. Территория Карелии поделена на шесть образовательных округов, и каждый округ имеет собственную информационную базу.
Пять лет назад у нас была реализована программа по обеспечению школ компьютерами системы «Макинтош». Для того времени, на мой взгляд, это было правильное решение, хотя сегодня, естественно, требуется обновление парка компьютерной техники. Конечно, пока остаются школы, где до сих пор стоят «Корветы» и УКНЦ; есть учреждения, вообще не имеющие компьютеров… Но главная проблема состоит в том, что обеспечить школы нужным количеством специалистов гораздо труднее, чем завезти туда «железо»: ведь нужен не просто учитель информатики, а организатор всего учебно-информационного пространства! Поэтому мы сейчас создаем опорные образовательные учреждения по информационным технологиям, обеспечиваем информационные возможности образовательных округов и пытаемся ввести информационные технологии в управление.
Примером – а может быть, и «ноу-хау» – подобной тактики был августовский педсовет «Школа Карелии нового века: какой ей быть?». Кстати, идея этого педсовета возникла у нас во время июньской Интернет-конференции школьников. В режиме реального времени в Петрозаводске, Твери и еще в нескольких городах выступали дети, представляли свои доклады, оппоненты сидели в других городах… Мы увидели и плюсы, и минусы такой формы: монолог не может быть длинным, обязательно нужен «живой» видеоряд, четкие правила ведения с очень грамотным ведущим, проще говоря – режиссура. В итоге возникло предложение организовать такой педсовет, обеспечив учителям и директорам возможность живой связи с руководством министерства, представителями правительства…
Подготовка к педсовету включала создание видеоряда – слайд-фильма, иллюстрирующего основные положения доклада. Мы подготовили тезисы доклада министра и заранее отправили их по электронной почте во все города и районы. В каждый из шести округов мы послали представителей министерства или республиканского Института повышения квалификации работников образования, которые должны были выступать в роли ведущих. Мы создали возможность задавать вопросы с мест по чату, и эти вопросы шли параллельно с конференцией, на ряд из них тут же бегущей строкой были даны ответы. Подобрали и большой аналитический материал, раскрывающий подготовку к новому учебному году. ПетрГУ является лидером по использованию геоинформационных систем – так называемых ГИСов, – и все, что показывалось, отображалось на карте, а участники искали свою территорию: какова явка молодых специалистов, ввод объектов образования, затраты на одного обучаемого… Кстати, оказалось, что у нас очень дешевое начальное профессиональное образование, что меня очень удивило: оно практически приближено к стоимости общеобразовательной школы! Это говорит о том, как мало мы вкладываем в него…
Мы посчитали, что Интернет-педсовет не должен быть длительным – он должен дать установку, показать настроение в министерстве и на местах, уровень подготовки к учебному году. План был такой: в центре образовательного округа собираются представители районов, с 11 до 13 часов – собственно Интернет-педсовет, после обеда – педсовет образовательного округа, на следующий день – педсоветы в городах и районах, на третий день – педсоветы в школах.
Любопытно, что на следующий день состоялся аналогичный Всероссийский Интернет-педсовет, организованный всего с тремя точками (Хабаровск, Тамбов, Петрозаводск), на котором председательствовал министр образования В.М.Филиппов. Технически это было сделано слабее, нежели у нас: каждый участник нашего педсовета мог слышать и видеть всех коллег, а Всероссийский педсовет был организован по принципу «точка-точка».
Все участники карельского педсовета сошлись на том, что необходимо периодически проводить аналогичные совещания в режиме on-line, выбирая в качестве темы ту или иную конкретную проблему, наиболее актуальную для регионального образования в настоящий момент.



Рейтинг@Mail.ru