Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Педагогика школьного спектакля

Возможно, главная задача работы с юными актерами – поддержать тех, кто не уверен в себе

«Неужели вы не понимаете, что то, как рассказывают, –
это просто способ подачи, предлог, которым пользуются,
чтобы рассказать другим о том, что у тебя внутри».

Дж. Стреллер. «Театр для людей»

Театру в нашей школе 13 лет. Он начинался с очень красивой афиши в коридоре. На ней было изображено какое-то странное цветное существо – то ли дракон, то ли непонятный дух – и всего несколько слов, смысл которых был в том, что всех желающих играть в спектакле приглашают в актовый зал после уроков. Пришло несколько человек. После первых репетиций осталось вдвое меньше. Над актерами слегка посмеивались, на премьере свистели и гоготали с галерки.
Потом был еще спектакль – история по книге Голдинга “Повелитель мух” (о том, как дети, оказавшись на необитаемом острове, совершают открытие: как легко можно превратиться в стаю и устраивать охоту на себе подобных, если забыть о тех ценностях, что веками открывало человечество). Потом – “Спрашивайте, мальчики” по Галичу, у которого каждая песня – отдельная история и полноправный спектакль. Но если спросить сейчас тех, кто эту премьеру помнит, вам будут рассказывать даже не о песнях, а о людях. Как тот мальчик сыграл Клима Коломейцева и как та девочка в свои 16 лет самозабвенно спела “Караганду”.
Постоянной труппы никогда не было, ребята приходили, уходили, могли играть, могли рисовать декорации, могли продавать билеты. Галерка притихла и научилась слушать. Иногда театр начинался не после уроков, а с самого утра. В него мог играть целый класс, облачившись в античные тоги, или вся школа на большом лицейском празднике целую неделю жила в девятнадцатом веке.
Сыграли “Ромео и Джульетту”. Двумя разными составами – с перерывом в несколько лет. После этого можно было сказать, что два поколения детей пережили эту пьесу, в прямом смысле пропустив ее через себя. Галерка зауважала режиссера и переместилась на сцену, надев костюмы слуг Монтекки и Капулетти.
Чуть позже пережили Гоголя, Сервантеса, Эдуардо де Филиппо.
Маленькие актеры подрастали рядом с большими. Прошлой зимой перед Новым годом в театр окунулся весь четвертый класс. Премьеру “Снежной королевы” представляли целый день в три дубля для всех школьных параллелей. Пожалуй, перед этим представлением померкли все традиционные елки, на которые родители старательно загодя запасают билеты.
Спектакли на улице и истории с балкона бывают каждый год. Первого сентября представление на крыше школы – праздник для всех. А как еще можно встречать детей, которые пришли в свою школу с радостью? Фейерверком, хлопушками, смешным шоу. Если все друг другу рады, значит, должен быть праздник. С этого начинается учебный год. А заканчивается он представлением, которое придумывают и играют одиннадцатиклассники на последнем звонке. Вот так от сентября до мая – полноценный театральный сезон.
У театра много способов работы, хотя главный – актер. Театр задействует все ресурсы ребенка – от собственной воли до собственного тела. Ребенок при этом совершает открытие себя – он вдруг понимает, что может владеть своим голосом, что текст звучит совсем не так, как понимал прежде; он начинает двигаться иначе.
Игра в переживании рождает отношение – к предмету, к герою, к образу, к эпохе. А это уже серьезная основа для культурной базы. Сталкиваясь с чем-то новым (будь то кинофильм, книга или роман), ребенок сможет взглянуть на него со своей точки зрения.
Ролевая игра, как хорошее стихотворение, несет в себе огромный поток информации – от эмоциональной до духовной.
Игра заставляет обозначить позицию. Кто-то подчиняется, кто-то спасает. Канал восприятия расширяется. Чтобы получился хороший спектакль, нужно сесть подумать. Как выглядит злодей, как создать образ принцессы? Откроем книжку – посмотрим. Зачем принцессе корона? Нужно самим играть, верить в то, что делаешь.
От простых форм – к более сложным, когда я должен нарядиться (ребенок изображает старика). Потом наблюдения на улице. Мир перестает быть чужим, он становится источником художественной жизни. Театр всегда моделирует мир. Есть один миг счастья – когда полностью соединяюсь с другими и когда благодаря всем моим усилиям происходит соединение людей в зале между собой.
Театр дома – сказки, те, что сочиняют сами дети, их любимые сказки, чтобы играть любимого героя. Театр не должен быть единственной формой деятельности, ему не должно быть посвящено все. Если акцент делается не на успехе, а на том труде, который потрачен, если проведена рефлексивная работа, если взрослые ценят труд, потом отмечают положительные моменты не только в том, что он хорошо сыграл, а сумел сосредоточиться (рассеянный), сумел выучить текст (если плохо с памятью).
Но в процессе эти слова даже не произносятся: ты учишь для того, чтобы сыграть роль, а не чтобы улучшить память. Мало того – знаешь и за всех остальных. Театр может дать возможность войти в роль мамы, папы.
И тогда девочка, считающая себя некрасивой, в условиях своей роли преодолевает этот барьер, перестает бояться. Физически неразвитый подросток (маленький рост, полнота) вдруг начинает превращать этот недостаток в достоинство. Для ребенка игра – всегда отождествление себя с персонажем. Для подростка это возможность прожить ситуацию, которую он не может или боится прожить в жизни. Для самого маленького это опыт публичного общения, общения сразу со многими людьми. Выработка уверенности в себе, в своей значимости, опыт самоценности через других людей.

Вадим ЗЛОТНИКОВ



Рейтинг@Mail.ru