Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2001

Первая тетрадь. Политика образования

МИНИСТЕРСТВО-КОЛЛЕГИЯ

Острые вопросы старались обходить

А каждое выступление начиналось с комплиментов...

На прошедшем расширенном заседании коллегии министерства обсуждались итоги работы системы образования в 2000 году и основные направления деятельности в 2001 году.

Мероприятие, заведомо обреченное на официоз, парадность и формальность, на этот раз по скуке побило все рекорды.
Череда выступлений-монологов, никак не связанных между собой, была исчерпана уже к середине дня. Обсуждение, которое планировали провести до 17.00, было завершено на пять часов раньше по просьбе самих участников. Вице-премьер российского правительства Валентина Матвиенко, в первые часы заседания освещавшая загадочной улыбкой президиум, так и не выступила. Мнения глав администраций тоже не прозвучали.
Почему же представители законодательной и исполнительной власти РФ, руководители органов управления образованием регионов, ректоры вузов, директора школ, ученые проявили такое равнодушие? А ведь, по собственному признанию многих из них, вопросов накопилось больше, чем когда бы то ни было. В их числе комплекс мероприятий по модернизации образования, программа информатизации сельских школ, долги по зарплате учителям и за коммунальные услуги, здоровье детей и профилактика социально опасных явлений: наркомании, подростковой и молодежной преступности, беспризорности и сиротства...
Да, эти горячие темы были подняты и в докладе министра образования Владимира Филиппова, и в выступлениях других ораторов. Но, к сожалению, глубокий анализ проблем часто уступал место поверхностному обзору всего понемногу, поиск конструктивных решений – констатации фактов, а порой и просто стремлению подретушировать реальную ситуацию, обойти стороной самые трудные места. Как в старые добрые времена, каждое выступление начиналось с комплиментов в адрес Министерства образования и правительства.
Однако за всем этим внешним лоском невозможно было скрыть отсутствие взаимопонимания между организаторами и исполнителями масштабных проектов, растерянность перед проблемами “переходного периода”, растущими как снежный ком. Министерство образования зачастую давит на регионы, игнорируя их интересы, потребности, местные особенности, в результате чего они попадают в состояние “жуткого цейтнота, который уже принимает катастрофические размеры”. Это слова из тревожного и, пожалуй, самого откровенного выступления Галины Черновой, министра образования Республики Чувашии – региона, который одним из первых заявил о своем желании участвовать в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). По ее словам, в рядах учителей нагнетается паника по причине затянувшейся неопределенности: пока не подведены итоги конкурса контрольно-измерительных материалов (экзаменационных заданий), никто толком не знает, к чему готовить детей, на какой уровень сложности ориентироваться. Со своей стороны Министерство образования не проводит разъяснительной работы с вузами, отчего складывается впечатление, что в эксперименте заинтересованы только школы.
Председатель Совета директоров средних специальных учебных заведений (ССУЗов) Виктор Демин разделяет обеспокоенность своих коллег о том, что в нынешнем году организаторами не предусмотрено участие в эксперименте техникумов и колледжей, а их сегодня насчитывается около 2700 по всей стране. Свыше 10 процентов выпускников 9 классов, 22 процента выпускников – 11-х продолжают образование в учебных заведениях этого уровня, и год от года их число возрастает.
По-прежнему болезненной и острой остается проблема финансирования. Да, расходы федерального бюджета на нужды образования в нынешнем году в целом должны составить 48,8 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем в 2000 году, и в 3,5 раза выше аналогичных показателей 1998 года.
Но по свидетельству председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Ивана Мельникова, поправки, внесенные правительством в бюджет нынешнего года в связи с выплатой внешнего долга, могут привести к тому, что образование лишится 1,8 млрд рублей, наука – 500 млн рублей. Прибавим к этому примерно 200 млн рублей, запланированных на инвестиционные программы (строительство новых объектов, федеральные дотации на учительскую зарплату в регионах и другие важнейшие цели).
Достаточно отметить, что ввод в эксплуатацию новых учебно-лабораторных площадей для вузов, подведомственных Министерству образования, с 1992 по 2000 год сократился в 2,6 раза, ПТУ – в 14 раз, общежитий – в 5,2 раза!
В глубоком упадке не только строительство, но и ремонт учебных заведений системы Министерства образования, при том, что половина зданий имеет срок эксплуатации более 50 лет. Системы отопления, горячего и холодного водоснабжения находятся в предаварийном состоянии, поскольку срок их службы давно уже вышел. Более 60% кровель, венчающих храмы науки, требуют срочной замены.
По свидетельству министра образования Владимира Филиппова, муниципалитеты не справляются с полноценным финансированием школ, детских садов и других учебных заведений, находящихся в их ведении. В половине территорий дотации из вышестоящих бюджетов на нужды школы составляют от 50 до 90%. Поэтому в текущем году соучредителями школы станут органы исполнительной власти регионального уровня, чтобы разделить ответственность за содержание материальной базы и финансирование школ.
В половине территорий главы администраций нашли возможность установить местные надбавки к зарплате учителей и другие формы материального поощрения. В других, напротив, копятся долги, общая сумма которых сегодня достигла примерно 1 млрд рублей. На 27 февраля запланированы акции протеста работников образования.
И, наконец, кроме организационных и финансовых, образование испытывает огромные кадровые проблемы, которые, по признанию специалистов, являются миной замедленного действия, подложенной в основание реформ.
Каждый десятый учитель – пенсионер, каждый пятый не имеет высшего образования, каждый четвертый – обладатель низких квалификационных разрядов. Еще острее кадровая проблема стоит в техникумах и ПТУ. Назревает катастрофа в сельских школах, где из-за мизерных зарплат и отсутствия жилья нет притока молодых педагогов. И это особенно тревожно сегодня, когда правительством поставлена задача информатизации сельских школ, и только в нынешнем году в 76 регионах должны повысить свою квалификацию 38990 учителей сельских школ.
Удастся ли нам в ближайшее время, следуя пушкинскому завету, “и в просвещении встать с веком наравне”, или узел существующих проблем затянется еще туже? Вопрос остается открытым, но сегодня ясно одно: эффект осуществления разумных идей невозможен без продуманных и взвешенных решений, без опоры на инициативу самих педагогов.
Между тем министерство упорно продолжает настаивать на административно-командной политике по отношению к существующей сети ФЭП, отрицая их достижения. “Сетью ФЭП должен руководить совет во главе с президентом РАО и министром образования, – уже в который раз повторяет Владимир Филиппов. – Более того, необходимо включить в эту работу региональные органы управления образованием, чтобы повысить ответственность за принимаемые решения”. Педагогам и директорам школ Владимир Михайлович, как видно, не доверяет.
Недоверие в сочетании с недофинансированием и давлением на всех “субъектов образовательного процесса” – не лучшая атмосфера для реализации реформ. Молчание педагогического сообщества на прошедшей коллегии наводит на тревожные размышления.

Оьга ДАШКОВСКАЯ



Рейтинг@Mail.ru