Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЦЕПТУРА ОПЫТА

Краски и холст для молчуна,
который всех боится

Даже классы в этой школе крошечные.
Потому что ребенок, страдающий аутизмом,
чувствует себя неуверенно в большом пространстве

Новое здание школы на Кашенкином лугу на первый взгляд похоже на престижный банк. Однако, присмотревшись внимательнее, замечаешь несоответствия, из-за которых его никак нельзя причислить к серьезному финансовому учреждению: нарочито светлые краски, какие-то непропорциональные окна, сказочный фасад, как будто слепленный из скрепленных вместе геометрических фигур. Как сказала директор открывшегося здесь в октябре “Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей, страдающих ранним аутизмом” Виктория ТкаЧева, к такому архитектурному решению пришли не случайно. Спроектировали здание на основе детских рисунков, с учетом особенного психологического восприятия аутичными детьми окружающего мира.
Созданный на базе учебно-воспитательного комплекса № 1831 центр стал первым в России государственным образовательным учреждением для детей-аутистов, которых только в одной Москве около трех тысяч, а в стране – почти 30 тысяч.
Школа работает всего четыре месяца. Еще не до конца технически оснащены классы. Да и штат сотрудников укомплектован не полностью. Поэтому здесь обучаются лишь сорок два ребенка, хотя школа рассчитана на сто.
Формы обучения две: основная коррекция и поддерживающая – для детей, которые могут учиться в других школах, а в центре лишь получать необходимые консультации два-три раза в неделю. Пока здесь открыты только два отделения: дошкольное (для детей от трех до семи лет) и начальное (для детей до двенадцати лет). Одни дети обучаются в коллективе, другие – из-за серьезных нарушений и коммуникационных проблем – индивидуально. В планах на будущее – организация старших классов.
Маленькие воспитанники обязательно будут овладевать каким-нибудь ремеслом, чтобы, выйдя из школы, не оказаться безработными. В этом полугодии начнут работать швейно-ткацкая, народных промыслов, столярно-слесарная, переплетная мастерские и мастерская домоводства, изостудия. Мастерская домоводства в первую очередь нужна самым тяжелым детям, которых надо научить элементарным вещам: мыть посуду, стирать, подметать, убирать в комнате, готовить еду. А изостудия – и вовсе палочка-выручалочка. С помощью живописи нередко удается найти контакт с безнадежными, казалось бы, молчунами и скорректировать их нарушения.
Для каждого ребенка подбирается индивидуальная программа коррекции и развития. Используются самые различные учебники, рекомендации и наработки ученых. В особой чести методики доктора психологических наук, заведующей лабораторией Института коррекционной педагогики Ольги Никольской и кандидата педагогических наук Раисы Ульяновой.

Планируется открытие еще двух отделений – консультативно-диагностического и психокоррекционной помощи семьям аутичных детей. Второе сейчас просто насущно необходимо, потому что измученные родители нуждаются в помощи не меньше, чем их больные дети.
– Мы хотим, – поделилась Виктория Ткачева, – стать многофункциональным центром, где бы разрабатывались новые учебники, программы, методики и одновременно оказывалась консультативная помощь. Мечтаем о филиалах, ведь к нам привозят детей со всей Москвы. А кто-нибудь думает о том, какой стресс испытывают аутичные дети, когда становятся на ступеньки эскалатора в метро или входят в переполненный автобус? Ребенок от страха может вообще отказаться куда-либо ехать.
К сожалению, мечта о филиалах – только мечта. Реально сегодня можно было бы сделать лишь одно – доставлять детей к началу занятий от станции метро до школы на специальном автобусе. Но где его взять?
Виктория Валентиновна подзывает девятилетнего Дениса, просит его показать нам школу. Тот сначала прячется за спину мамы, но потом соглашается и приводит нас в свою любимую игровую комнату, где вместо потолка… стеклянный купол. Хватает пищащего зайца и зарывается с ним в огромном манеже, наполненном разноцветными мячиками.
– Денис, может, ты еще что-нибудь покажешь? – напоминает ему о нас Виктория Валентиновна.
Что-то досадливо побурчав, Денис ставит на место зайца и ведет нас в класс для индивидуального обучения. По общепринятым меркам он просто крошечный. Но именно такими и должны быть классы для маленьких “индивидуалистов”.
– Когда к нам привели Дениса, – рассказала Виктория Валентиновна, – он ни на что не реагировал, не отвечал на вопросы. А теперь вот даже гидом побывал, поздоровался и попрощался. Для ребенка, страдающего синдромом раннего аутизма, это признаки позитивной динамики развития.
Я обернулась: мой “экскурсовод” уже потихоньку протискивался между мамой и директором, пытаясь сбежать.

* * *

Аутизм (от древнегреч. autos – сам) – психическое заболевание, при котором человек не способен к контакту с внешним миром или активно от него отстраняется. Его интеллектуальные возможности при этом часто сохраняются. Математика и искусство могут быть связующим звеном с другими людьми и жизнью. По американской статистике, около 10% аутистов обладают выдающимися способностями, тогда как у обычных людей эта цифра составляет всего 1%. Кстати, у Билла Гейтса, основателя Microsoft, работают программистами много аутистов (20%).

Ксения ЗУЕВА



Рейтинг@Mail.ru