Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Что может выйти из школьной мастерской

Речь совсем не о вещах, которые дети могут сделать своими руками, а о том, как на уроках труда рождается самостоятельность

Как известно, подросткам хочется попробовать себя в серьезных, взрослых делах. Проверить: на что я способен, получится ли у меня?
Но где найти ответы, если в школе есть только уроки труда, да и те заканчиваются к восьмому классу? К тому же проходят они, как правило, однообразно и скучно.
Мы с самого начала решили пойти другим путем: создать условия, чтобы у каждого ученика было максимально широкое поле возможностей испытать себя в разных видах деятельности.
С этой целью ввели особый предмет – мастерские. Ежегодно открывается 6–8 мастерских, например, слесарная, деревообработки, деревянной игрушки, мягкой игрушки, кулинарии, батика, керамики.
Принципиально, что это не просто обучение, а конкретное важное и нужное дело. На мастерских лежит ответственная задача: обеспечение жизнедеятельности школы как свободного развивающегося организма. В начале года со всей школы собираются заказы: что нужно сделать, починить, усовершенствовать. Если поступает большой заказ, работа распределяется по разным мастерским. Пройдет время, и на общем сборе директор задаст вопрос: кто участвовал в реконструкции актового зала? Это же здорово, когда в ответ поднимается лес рук. Но даже самое маленькое дело не проходит бесследно, его результат остается здесь, в школе. Потом непременно случится ситуация, когда у человека возникнет чувство гордости: этот кубик, который сейчас на сцене стоит, мой, я его сделал, и карниз, который висит в кабинете, и полочка, которая развалилась, – я их починил.
Мастерские – предмет обязательный для всех, но каждый волен выбрать, где конкретно он будет трудиться.
Конечно, есть более или менее востребованные занятия. Наиболее привлекательны для ребят творческие дела, та же керамика. Никто ведь не знает толком, какой должна быть кукольная посуда, и ее ты можешь придумать сама.
А если из-за ограниченного количества рабочих мест тебе не удалось попасть в мастерскую керамики или кулинарии – не беда. Ведь ты выбираешь занятие не навсегда, а на определенный период, скажем, в 7 классе мастерские меняются три раза в год. При этом преимущество имеют те, кто в этой мастерской еще не работал.
И смотрите, что получается: рукоделием у нас в настоящее время занимаются три девчонки и восемь мальчишек. Вот у меня на столе лежат сшитые фартуки – это парни их шили, отглаживали, заплаты ставили. Почему они взялись за эту работу? Да просто надоело возиться со стружками да деревяшками и захотелось чего-то новенького.
Бывает и так: парня не было, когда одноклассники выбирали себе мастерскую, потом он приходит, а все места, где хотелось работать, уже заняты. Остается только рукоделие.
– Не хочу!
– Почему?
– Потому что я там буду один из мальчишек.
– А вдвоем хотите?
– Ну ладно, вдвоем попробуем.
А потом оказывается, что у этого парнишки ручное вышивание получается даже лучше, чем у девочек. И человек остается.
А в слесарной мастерской в прошлом полугодии из 12 человек трудились семь девчонок.
Сама система организации работы говорит: ребята, попробуйте все что только можно. И после этого вы уже не окажетесь в мире, где вас окружает множество вещей, непонятно откуда возникших и как сделанных. Вы сами сможете и шуруп завернуть, и гвоздь вбить, а понадобится – так и сварочным аппаратом воспользуетесь.
Но допустим, у подростка появилось желание сделать что-нибудь такое, чего нет в перечне работ, предложенных мастером. “Я увидел, какие красивые вещи делают ребята из глины, а у меня на это учебного времени нет или я работаю в другой мастерской”.
Что ж, во второй половине дня открываются мастерские “Сделай сам”, куда ты свободно можешь прийти и заняться тем, чем хочешь. Мастер теперь выступает в роли обслуживающего персонала, консультанта, советует, какой материал лучше использовать, где взять нужный инструмент...
Кроме постоянно действующих мастерских, есть еще так называемые кабинет-лаборатории, или привлеченные мастерские. Например, библиотека, медицинский кабинет, детский сад. То есть ребята идут работать в детский сад, распределяются по группам и помогают воспитателям, нянечкам. А при учебной части у нас существует собственная диспетчерская с двумя рабочими местами для старшеклассников: ребята помогают составлять расписание, которое меняется каждую неделю.
Почти все школьные службы работают в режиме мастерской. И, втягиваясь в этот процесс, ребята все больше чувствуют себя в школе хозяевами, людьми, от которых здесь многое зависит.
Этому способствует и то, что в мастерских люди ведут себя свободно. Например, человек имеет право что-то сломать, но при условии, что он сам потом это исправит. Тебя никто за руки не держит, мол, не бегай, не делай того-то, но если у тебя случилась поломка, будь добр, сумей эту вещь восстановить.
Я не сказал еще о коммерческих бригадах, которые работают за плату. Они занимаются, например, колкой льда на пришкольной территории, заливкой катка, выполняют внешкольные заказы. Например, в прошлом году ребята сделали двери для заводского помещения.
У нас регулярно проходят школьные ярмарки. Выставляя на них свои изделия, мастерская зарабатывает деньги на собственное существование. Вырученные средства идут не изготовителям, а в общий фонд мастерских. Бывает, что мы делаем, например, деревянные фигурки и отдаем их на роспись, а человеку его работа так понравилась, что он хочет взять изделие себе. Пожалуйста, ты делаешь три раскраски и одну из них – для себя. Или другой вариант: ты можешь выкупить собственную работу на ярмарке.
А что, если человека не устроило ничего из того, что можно делать в мастерских? Вот такой он особенный и талантливый. Тогда, друг, выбирай себе в качестве переводного экзамена, который у нас существует при переходе из класса в класс, творческую работу по предмету “Мастерские”. Сделай индивидуальный план, защити его, создай свою мастерскую, в конце концов. Вот Денис Звездочкин открыл собственную мастерскую. Он добился, чтобы ему выделили помещение, достал кинопроектор и создал мастерскую, которая называется “Кино”. Теперь в школе каждый месяц собирается клуб любителей кино.
Обычно к десятому классу ребята уже попробовали большинство работ и определили, какое дело им больше по душе. Им занимаются дальше.
С этими ребятами не возникает проблем прогулов или нарушений дисциплины. Потому что в мастерских формируется определенное отношение к работе. Особенно это заметно, когда одна бригада выполняет большой заказ и люди распределяют работу по группам: одни заготавливают рейки, другие вырезают, третьи сверлят, четвертые монтируют. И в общем деле возникает атмосфера, которая очень сплачивает ребят.
И вообще если вести речь о педагогических целях, главное, чтобы люди не просто выполняли какие-то рабочие задачи, а для каждого было бы важно: зачем я это делаю, сколько души я в это вкладываю и какую обратную связь могу получить?
Мне, например, хочется, чтобы связи между мастерскими налаживали не мастера, а сами дети. Ты делаешь какое-то дело и не можешь обойтись без привлечения ребят из другой мастерской? Иди туда – размести там заказ, объясни, что и зачем тебе нужно.
Это не всегда удается, в основном инициатива школьников проявляется в больших творческих делах. Вот, к примеру, перед входом в столовую у нас висит красивое керамическое панно, где на листочках вы можете прочесть имена ребят, которые когда-то его создавали.

Михаил СТАРОСТЕНКОВ,
заместитель генерального директора
по трудовой подготовке школы № 734



Рейтинг@Mail.ru