Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

За журнальным столом

ДИДАКТИКА В ПРЕДЧУВСТВИИ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.
Материалы педагогических чтений памяти И.Я.Лернера. Владимир, 2000

Корни понятия «самообразование», в том числе и «педагогическое самообразование», уводят в древние времена, когда оно было уделом и образом жизни многих людей. Наиболее яркие, одаренные и удачливые из них сумели реализовать свои способности. Но самообразование было их личным устремлением.
По современным определениям, педагогическое самообразование – это творческая деятельность, в процессе которой учитель не только самосовершенствуется, не только создает духовные ценности, которые при удачном стечении обстоятельств, может быть, и воспримет общество, но и создает «материальные ценности» – учеников.
(«Сущность понятия “педагогическое самообразование”». С.В.Юдакова)

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЖИЗНЬ. № 4, 1999. Москва

Личностным смыслом наполнена вся жизнь человека от рождения до старости. И в жизни учение и познание надо рассматривать как особый способ существования, как способ жизни, бытия. Но в нынешнем систематическом обучении познание вырывается из бытия, обособляется от жизни. Этот отрыв превращает учение в рациональную работу с абстрактными понятиями, которая начинает интерпретироваться как работа с теоретическим знанием.
Уход от чувственного восприятия как первоосновы познания, который мы наблюдаем в современных педагогических концепциях и педагогической практике, приводит к потере личностного смысла учения и к разрыву учения и потребностей ученика.
Отрыв учения от ученика в современной педагогике стал определяющим. Педагогика ушла от ребенка, учение потеряло личностный смысл и значение для понимания жизни – осталась одна физика мира.
(«Онтологическая концепция образования». В.Д.Шадриков)

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ. Великий Новгород, 1999

Если такие личностные особенности учителей, как принятие и понимание других, творческая адаптивность, объективное самооценивание, могут быть реализованы, то взаимоотношения учеников и учителя, а также между учителями становятся творческими.
Но такие отношения – редкость. Исследования, проведенные в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого, показали, что стремление к самореализации педагогов, спонтанные проявления личности подавляются навязанными обыкновениями, «культурными» нормами, зависимостью от коллег.
Условия для самореализации учителя, его личностного роста необходимо создавать, преодолевая «обыкновения» и консерватизм. Это и налаживание «помогающих» отношений с коллегами, базирующихся на «основополагающем доверии к человеческой природе», и умение выражать уважительное несогласие.
Такое взаимное «помогающее поведение» учителей оказывает благотворное влияние и на развитие их учеников, не только «выучивающих предмет», но и перенимающих более высокий уровень отношений между учителями, стремление учителей к самореализации и взаимопониманию.
(«Особенности самореализации учителей начальных классов». Н.Б.Чухнина)

НАУКА И ШКОЛА, № 3, 2000

Свободный ассоциативный эксперимент, проведенный с группами российских и американских молодых людей, показал, что при описании школы ассоциации американцев значительно отличаются от ассоциаций недавних выпускников российских школ.
Так, у американцев среди слов, ассоциирующихся со школой, совершенно отсутствуют слова: отметки (у россиян эти слова составляют 5,29 % всех слов), директор (у россиян такие слова занимают 4-е место в частотном словаре), родительское собрание, линейка, классный час.
У россиян среди слов, ассоциирующихся со школой, исчезающе мало появляются такие слова, как деньги, развлечения и... книги.
И, конечно, у всех – и у американцев, и у россиян – со школой ассоциируются слова: друзья, учителя, домашние уроки, экзамены, вечеринки (дискотеки).
(«Школа в наивной картине мира россиян и американцев в контексте межкультурного диалога». М.В.Архипова, А.А.Извозчикова)


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, № 3, 2000

«Никогда не наступай даже на тень учителя», – гласит древняя японская пословица. Но в мире есть только две профессии: врач-терапевт и учитель, в сферу профессиональной компетенции которых не стесняются вмешиваться представители всех остальных профессий. Правда, после неудачных попыток вмешательства в медицинскую сферу у большинства надолго пропадает такая охота.
А результаты вмешательства в сферу деятельности педагога проявляются не сразу (иногда через годы) и объясняются всем чем угодно, но только не вмешательством некомпетентных людей.
Поэтому современный педагог должен мужественно обозначить смысл и мотивацию своей профессиональной деятельности так,
– чтобы не загнать самого себя в узкие рамки синдрома Дон Кихота: «Я один (чаще одна) воюю с испорченным обществом»;
– чтобы реально увидеть свою профессию сквозь призму восприятия ее обществом (и в этом смысле понять зависимость материального положения учителя от его социально-правового статуса);
– чтобы преодолеть чувство изоляции в обществе, подпитываемое самим обществом: учителя-подвижники в обыденном сознании – обычно люди «не от мира сего», «синие чулки», «общественные экзоты».
Подвижники и миссионеры всегда живут в «испорченном» обществе, а преданность своему делу и бескорыстность – это их свойства по определению.
(«Роль учителя в современном обществе и школе». В.Э.Бауэр)


НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.

(Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской науЧной конференции. Тула, 2000
В качестве основной черты современного образования можно назвать его диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания. Уже при подготовке студентов педагогических вузов надо формировать их ментальную совместимость, умение и любовь вести полемику.
Для обеспечения ментальной совместимости учителей они сами должны уметь:
– вести безоценочный диалог с коллегами;
– определять степень взаимодополнения и взаимообогащения различных методических концепций при условии сохранения их самобытности и самостоятельности;
– формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на личности»).
(«Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга)


ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.
Материалы III Областной конференции психологов.
УльЯновск, 2000

Бытование языка подчиняется закону целесообразности, и все то, что бесполезно, из языка исторгается, а все полезное живет и развивается. Исследования особенностей речевой защиты и речевой агрессии подростков приводят к выводам, неизбежно противоречащим привычным представлениям. Исключить из человеческой речи бранные слова так же невозможно, как уничтожить саму речь. Отстаивать чистоту речи необходимо, но традиционные средства профилактики сквернословия доказали свою несостоятельность. Факультативные курсы типа «Чистота и правильность русской речи», «Речевой этикет» и др. едва ли приведут к желаемому результату, потому что их содержание ориентировано не на речевое творчество, а на следование образцу, норме.
Имеет смысл разработать интегративный курс «Традиционная культура пола», в котором объединить знания по физиологии, психологии, истории взаимоотношения полов, символике танца, народной смеховой культуре и проч. Бессмысленно читать нотации подросткам, учить их произносить «правильные слова». Не лучше ли честно ввести их в суть проблемы, выпукло представленной в контексте культуры, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор.
(«Ненормативная лексика как средство речевой защиты и речевой агрессии подростков». В.Н.Янушевский)


ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ.
Материалы межрегиональной конференции. Новосибирск, 2000

Одной из важнейших функций образования является создание пространства понимания. Но если строить курсы, темы занятий, например, по литературе или истории на основе личных предпочтений учителя, то пространство понимания может сузиться до одномерного. Актуальность и оригинальность выступают единым фронтом против классики и довольно успешно с ней расправляются. Этому активно помогает торговая реклама, которая выводит все произведения на одну и ту же проекцию.
Сужение пространства понимания резко увеличивает возможность манипулирования мнением. Это очень опасная тенденция современного образования – ориентация на актуальное и оригинальное. Тенденция механически выдавать легонькие мнения по поводу полузнакомых предметов и при этом настаивать на их (мнений) значимости может показаться продуктивной, поскольку ученики вроде бы приучаются к созданию и уважению своего личного подхода к различным материям. В действительности же эти мнения оказываются слишком зависимыми от избранной и преподанной другими информации. И если эта информация формируется без серьезного размышления, то и оригинальность мнений учеников оказывается совершенно мизерной – сводится к одной-двум банальностям.
(«Вперед к мировой провинциальности». О.А.Донских)

ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА, № 1 (11), 2000

Согласно теории систем всякая система склонна к разрушению, если она слишком жесткая. Такими жесткими системами, как известно, были типовые учебные программы в общеобразовательных школах. Некоторые из жестких систем, например классно-урочная, до сих пор формируют образовательный процесс.
По той же теории систем всякая система склонна к разрушению, если в ней слишком много степеней свободы. Показателем излишнего множества степеней свободы стало появление учебных заведений самых различных типов с их собственным содержанием.
Одним из наиболее эффективных средств удержания образования в едином пространстве стало создание таких образовательных систем, которые бы гибко сочетали в себе стандарты и вариативность. При этом была выбрана гуманистическая, личностная парадигма образования. Деятельностная парадигма, доминировавшая в отечественном образовании многие десятилетия, заметно устарела.
Но как только выбор был сделан, в глубине решенной проблемы возникла новая, т.е. новый виток неясностей, предполагающий новый выбор. Дело в том, что в современном гуманистическом, личностном образовании может доминировать либо технократический, либо экзистенциальный подход. При технократическом подходе все возвращается на старые «потребительские», «деятельностные» рельсы, а управление становится системой управленческих заданий и исполнительских решений. При экзистенциальном подходе образование становится системой, личностно-ориентированной деятельностью. При этом складывается особый тип отношений между управляющей и управляемой системами в образовании: если с экзистенциальной точки зрения общение представляет собой обмен ценностями, то и управление (экзистенциальное) также можно представить как обмен ценностями.
(Методологические подходы к управлению образованием в современных условиях». В.Т.Фоменко)


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ.
Материалы Всероссийской науЧной конференции.
Комсомольск-на-Амуре, 1999

Это социально-педагогическая иллюзия, будто человека можно «задать»: найти универсальную цель и определить содержание воспитания, пригодное для всех. Отсюда и стремление создать идеальную модель личности и потребность педагогов-практиков получить четкую программу воспитания.
К иллюзиям можно отнести и безграничную веру во всесилие педагогического влияния на человека воспитательной работы. Многие стереотипы, к которым привыкли и педагоги, и родители, и даже дети, оказались неэффективны. Имитация воспитательности стала ненужной, как и «онаучивание» решений высоких инстанций и вырабатывание нормативных установок. Обнажилась внутренняя суть человека, проявились его естественные потребности, социальные устремления, право быть самим собой.
Глобальность проблематики, с которой столкнулось общество, требует гораздо больших степеней свободы и разнообразия людских проявлений. Поэтому внедрение современных подходов к реализации целей воспитания возможны при условии
– поддержки индивидуальности и самобытности ребенка;
– возвращения воспитания от коллектива к человеку;
– возвращения воспитания от коллектива в семью, к родителям;
– возвращения воспитания из тисков доктрин и социальных утопий в контекст национальной и мировой культуры.
(«Современные подходы к разработке целей воспитания». Н.Е.Седова, Н.В.Устюжанина)


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000

Выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность. Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Но педагог может создать условия для «выращивания» этой способности. Умение создать такие условия становится профессиональным требованием к педагогу.
Для реализации новых целей образования нужен новый учитель – педагог-профессионал. В отличие от специалиста в предметной области профессионал должен уметь работать с процессами образования и развития. Педагог-профессионал – это уже не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности подростков и юношей.
Педагог имеет дело с человеком развивающимся, его действия строятся на знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой психологического образования педагога.
(«Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев)

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Сборник науЧных статей. Вып. 7. Москва, 2000

Психологический возраст – это не только результат индивидуальной самооценки человека и степени личностной реализованности, но и качественная и количественная характеристика личности, отражающая меру индивидуального психологического прошлого (так же как хронологический возраст отражает меру хронологического прошлого).
Всестороннее изучение такой характеристики личности, как психологический возраст, необходимо и важно для педагогов. Пренебрежение ею недопустимо, т.к. приводит к некорректному и ошибочному объяснению индивидуального процесса развития человека, к искаженной интерпретации данных и фактов, полученной информации.
Без знаний о психологическом возрасте личности, о влиянии его на процесс обучения и воспитания индивидуума педагогическая деятельность заметно теряет свою эффективность.
(«Психологический возраст личности как критерий и показатель социализированности индивида». В.А.Плешаков)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского



Рейтинг@Mail.ru