Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2001

Первая тетрадь. Политика образования

По пути социального партнерства

Шансы на выживание каждой поселковой школы равны шансам самого поселка

Обойдемся без школьных кладбищ?

На уроке в Салминской сельской школе дети раскрыли замечательный смысл слова улица – место у лица дома. На сельской школьной улице Карелии – 208 школ, 102 из них средние, 81 малокомплектная, 30 из них имеют всего одну-две учительницы, 34 расположены в безработных деревнях и поневоле носят статус деревнеобразующих предприятий.
В плане действий Правительства Российской Федерации в разделе «Реформирование образования» есть пункт: «Уже в ноябре 2001 года установить принципы, сроки и порядок оптимизации сети малокомплектных сельских школ». Конечно, большая честь быть отмеченными в таком важном государственном документе, но что стоит за сложным словом оптимизация? Думаю, главное – не торопиться, посмотреть на проблему со всех сторон, основательно.
Что дороже – содержать маленькую школу или ввести сеть школьных автобусов? Проселочные дороги, погодные условия, квалификация водителей, дороговизна бензина, техобслуживание и очень большие расстояния не дадут экономии средств. А вот что дадут – большой вопрос, который может вырасти в огромную проблему.
На последнем педагогическом сельском сходе было предложено создать ассоциацию сельских школ, которые хотят перемен. Таких школ – «звездочек» на селе – у нас 97. Педагоги, директора совхозов, управляющие деревень волновались: «Главное, чтобы не было больше школьных кладбищ», ведь такое уже случалось в Карелии. Несколько лет назад было закрыто 210 сельских школ, они так и стоят – где покосившиеся, с забитыми окнами, где-то уже пепелища.
Когда мы рассматриваем проблемы сельской школы отдельно от проблем деревни, мы делаем серьезную ошибку. Нам важно заниматься возрождением деревни всем миром: образованием всех деревенских жителей.
Проблемы у деревни комплексные, они касаются прежде всего отсутствия финансовой поддержки, физического и нравственного здоровья; отсутствия образованности оставшегося взрослого населения (более сильные бросили деревню), потери культуры и традиций, отсутствия цветов, песен, гордой кружевной изгороди возле дома. Отсутствия интереса к жизни – жизни ребенка, растений, стариков. Держат деревню только учителя и ученики, так как они не безработные.
Стремление нашего карельского министерства образования – чтобы в каждом населенном пункте, где есть дети, был и детский сад, и школа (возможно, где-то только начальная или школа – сад), а может, и система домашних учителей или воспитателей.

Магнитная сердцевина

Полноценно оснастить сегодня все школы на селе современными и качественными кадрами, оборудованием невозможно. Есть предложение организовать систему так называемых магнитных сельских школ. «Магнитная» – притягивающая к себе малокомплектные и малочисленные школочки своими возможностями, щедростью, неравнодушием. Магнитная школа – это центр образовательной волости, учебно-методическая лаборатория.
В этой школе организованы сельские фонды взаимопомощи. По нашим подсчетам, таких школ в республике будет более шестидесяти, к ним министерство подберет столько же городских (продвинутых) школ из малых городов республики, таких как Кондопога, Костомукша, Сортавала, Сегежа, Кемь, Питкяранта; эти городские школы должны состояться как открытые институты, развивающие среды для учителей, детей сельских магнитных школ.
Образ «магнитной» школы так характеризуется директорами сельских школ: притягательная, направляющая, перспективная, деятельная, щедрая, крепко стоящая на земле, удобно расположенная. Волостная методическая библиотека, центр взаимодействия педагогов, школа дополнительного образования деревенского детства, информационный центр с доступом в Интернет, центр медицинского обслуживания, центр одаренных детей, сердце образовательной волости, зеркало…

Объединяя силы

В каждом районе предполагается иметь центральную школу под патронажем главы местного самоуправления. Эта школа выбирается местной администрацией среди самых мощных и в материально-техническом плане, и в кадровом. Центральная школа – межволостной образовательный центр с районной школьной библиотекой, районным информационным центром, медико-психолого-педагогической службой, районным попечительским советом и фондом развития районного образования. Социальными партнерами такой школы будут школы Петрозаводска и Москвы (с Москвой имеется серьезный договор о сотрудничестве), факультеты университета. Все это и многое другое позволят нам создать систему дополнительного питания сельской школы, объединить лучшие силы и ресурсы.

Сеть – паутина – кружева. Как уловить содержание?

Как в кружеве каждый узелок имеет свой особый смысл, свою особую роль и место (в отличие от унифицированности всех узлов в рыболовной сети), так и в системе управления образованием каждое звено должно быть наделено своей собственной неповторимой миссией, своей конкретной функцией.
К такому пониманию мы пришли не сразу. Сначала заключили в «рыболовную сеть» уравнительных отношений все больное в образовании в надежде помочь ему стать здоровым. Этот путь оказался крайне затратным и малоэффективным.
Затем стали пристально разглядывать тоненькие паутинки инноваций, и за счет опережающего присвоения статусов и званий поддерживали тех, кто называл себя экспериментаторами. И так от «рыболовной сети» нас бросило к «запутанной паутинке», и, вероятно, мы могли бы долго ходить там по кругу.
Затем мы сделали паузу и поняли, что социальная политика – это прежде всего не помощь нуждающимся, а инвестиции в будущее; поняли, что образование уже не отрасль, а скорее форма общественной практики. Мы стали задумываться над понятием со=держание.
Ведь всякое со=держание определяется, с одной стороны, некоторой предметностью (тем, что держат), а с другой – своей ориентацией на субъектов, совместно держащих эту предметность и совместно действующих относительно нее (тем, как держат). Так «рыболовная сеть» и запутанная паутина стали превращаться в «кружевное полотно», где узелки – образовательные учреждения, получившие общественное признание, в том числе школы-«звездочки». А ячейки этого полотна заполнены образовательными учреждениями, соседствующими со «звездочками», но при этом имеющими свое зерно, свой статус, свою идею.
Можно согласиться с одним из великих, что образовательный уклад школы – то, как она устроена, как управляется, как к ней относится общество, – это и есть со=держание образования.
Кружевное полотно – это не просто модель взаимосвязи и взаимоподдержки, источник и соучастия, и сотрудничества, но, кроме того, и инструмент экономических отношений, способ изменения отношения людей к школе, детскому саду, к образованию вообще.
Вокруг «кружевного полотна» мы попытаемся создать плотное окружение социального партнерства. Есть идея: всем вместе – министерствам культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, экономики, Петрозаводскому университету, институтам повышения квалификации – организовать Открытый крестьянский университет для всех желающих жителей села по всему спектру образовательных возможностей.

Режиссеры деревни

Учитель, директор могут стать режиссерами и молодежных процессов, и жизнеутверждающих событий в деревне. Мы будем искать деньги, чтобы профинансировать дополнительную деятельность педагога.
Народные чтения, народные дома, изба-читальня, восстановление быта, сельские сходы – в этом я вижу роль нашей государственной школы. Нам нужна школа народного календаря, агрокультурная, школа агрообразовательного сервиса, консалтинга. Нужен выпускник, получивший полное фермерское образование.
Школа может стать центром гражданской активности на селе, если в ее стенах будут обсуждаться вопросы изменения сельской жизни. Велика вероятность того, что именно в школе насущные проблемы села будут решаться успешно. Ведь сейчас на дискотеку в деревне модно приходить нетрезвым, а вот на школьный вечер до сих пор приходят прилично одетыми и с ясным взором.
Убеждена, что школа не будет одинокой на селе, не будет усиливаться ее замкнутость, если директор разглядит тех самых деревенских «стариков», которые снискали авторитет своей житейской мудростью и безупречностью. Мы планируем в этом году провести педагогический сход крепких крестьянских домов. Районным управлениям образования очень важно знать этих людей в лицо, так как опыт показывает, что к авторитетным людям прислушивается сельский сход, соглашается с их советами деревенское общество и, возможно, семья, в которой растут дети.

В который раз задаю себе вопросы: что нужно сельской школе для ее благополучия? Возможно, добрая, красивая, работящая деревня. Что нужно деревне от школы? Может быть, уважаемый учитель, небрезгливо относящийся к деревенскому укладу, доброе отношение к ребенку, уважение к родному языку – русскому, карельскому, вепсскому – как к образу жизни, совместная работа с семьей, маленькая теплая школа…

Галина РАЗБИВНАЯ,
министр образования и
по делам молодежи
Республики Карелии



Рейтинг@Mail.ru