Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Подсказка с непредсказуемым результатом

Оказывается, сделать так, чтобы вопросы детей на уроке действительно опережали наши ответы, совсем не просто.
Но именно в этом – один из ключей к понятию саморазвития

Саморазвитие относится к тем человеческим качествам, на которые педагог при всем желании существенно повлиять не может. Все, что начинается с само – саморазвитие, самоопределение, самообразование, – должно происходить по собственной инициативе человека. Педагогическими средствами возможно только немного усилить эти способности. И то при условии, что удастся создать образовательную среду, которая подпитывала бы детскую инициативность и самостоятельность.

О самом главном в школе

К сожалению, в обычной школе образовательный процесс организуется ровно обратным образом. Детям постоянно говорят: надо, ты обязан. А в пединститутах то же самое говорят будущим учителям. Существующая педагогическая практика тщательно вытаптывает и вытрамбовывает почву, на которой могли бы пробиться какие-либо ростки саморазвития.
Поэтому по большому счету организовать благоприятное для саморазвития детей образовательное пространство можно только в нетрадиционных учебных заведениях. Это делается, например, в школах развивающего обучения, где занятия построены в основном в форме обсуждения высказываний и догадок учеников, и, если не высказано три–пять мнений, урок считается неудачным. Как рассказывала мама одной нашей ученицы, свое главное впечатление от первого школьного дня ее дочь выразила так:
– Сегодня учительница сказала, что у всех есть свое мнение и очень важно, чтобы мы это мнение слушали. Я раньше тоже знала, что это важно, но не знала, что это так называется.
Не случайно, что наш курс психологии, сверхзадачей которого было способствовать саморазвитию подростков, родился именно в такой школе.

Три пути обучения

Нам хотелось выстроить учебные занятия так, чтобы они вводили в конкретную область знания и при этом траектория продвижения в образовании задавалась бы запросами самих учеников.
Вначале обе поставленные цели были равнозначны. Однако за время практической работы направленность курса менялась, и сейчас основной акцент на занятиях делается на освоение культурных средств, которые помогают ребятам решать их собственные задачи.
На каждом занятии я стараюсь найти запрос учеников на новое знание. Конечно, может возникнуть ситуация, когда такого запроса не обнаружится, но в любом случае надо предоставить детям выбор: что бы вы хотели делать в следующий раз – это, это или это?..
Закон, который невозможно выполнить

Вот как прошло мое первое занятие с пятиклассниками. Я работала с ними с 1-го класса как психолог, и они имели представление о том, чем я занимаюсь. Поэтому я просто сказала, что предлагаю им уроки психологии:
– Они будут факультативные, но, прежде чем вы решите ходить или нет, я прошу: обязательно посетите хотя бы один урок.
На первое занятие пришли все ученики, записали в тетрадях, что психология – это наука о душе, а потом спросили:
– А что, в этой вашей науке психологии есть какие-нибудь законы?
Подобные вопросы типичны для школы развивающего обучения, где ученики привыкли, что на занятиях они познают какие-то общие свойства вещей.
Я, вздрогнув (попробуйте объяснить психологические законы пятиклашкам!), написала на доски большими буквами: НЕ ВРЕДИ.
Первой реакцией была чья-то реплика:
– Это круто!
Потом повисла долгая пауза, которую я держала, и самый любимый ученик, такой задумчивый созерцатель, сказал:
– Но это же невозможно.
И на этот абсолютно непрогнозируемый вызов я сказала:
– В том и заключается специфика психологии. Попытайся не выполнить закон физики и попробуй выполни основной закон психологии.
А дальше предлагаю выбор:
– Что мы будем делать? Разойдемся по домам?
Ребята говорят:
– Нет, будем пробовать выполнять.
Здесь даже не познавательный интерес образовался, а оказалась задетой личность ребенка: это касается меня, я это не могу и потому считаю это обязательным для себя.
И такой оборот сразу вывел меня на широкую дорогу: целый год мы обыгрывали и обсуждали актуальные для подростков ситуации, из которых трудно выйти достойно. Например, когда надо договариваться и не получается. Постепенно выделилась более узкая проблема, которую мне и хотелось проработать: как нам мешают наши чувства и что в таких случаях делать?
В 11–12 лет у детей наступает пубертатный период (гормональная перестройка). Одни из наиболее явных ее признаков – постоянные скачки настроений, легкость и неадекватность возникновения эмоций и неспособность управлять ими. Эти переживания часто бывают болезненными, а главное, подростки не знают, как со всем этим быть.
Тут и помогают психологические знания: человеческих эмоций, особенностей различных темпераментов. Ценно уже само осознание, что в трудных обстоятельствах возможно что-то изменить в себе и таким образом справиться с проблемой. Известная монтеньевская максима: если хочешь делать свое дело, начни с познания себя.

Что я хочу сказать миру?

Как же конкретно происходило это познание?
Однажды я предложила детям придумать пантомимы на заданный сюжет:
– Давайте каждый разыграет сценку, где он – абсолютно новое создание, которого прежде никогда не было. И вот вы входите в неизвестный мир, населенный такими же фантастическими жителями. Эти существа будут вступать с вами в какие-то отношения, будут вам отвечать, но все это без слов.
Ребята стали полукругом у “входа в мир”. Каждый по очереди разыгрывал свою пантомиму, а я все это записывала на видео.
Сначала я думала, что для них это будет прежде всего занимательной игрой, но когда она началась, здорово перепугалась: настолько дети раскрылись, так много они обнажили в себе того, чего и сами не осознавали.
Когда игра закончилась, выяснилось, что и ребята это почувствовали. Во всяком случае, они впервые попросили меня сделать следующее занятие закрытым:
– Пускай на просмотре видеозаписей не будет никого, кроме тех, кто пришел сегодня.
Накануне просмотра я боялась неадекватных подростковых реакций: как бы они не превратили в смех то, что им еще трудно воспринять. Но на уроке была такая тишина, как никогда прежде.
На каждый просмотренный фрагмент, где демонстрировалась очередная сценка, ребята делали письменный комментарий. Например, Миша писал, что он хотел сказать миру, а остальные – в чем, по их мнению, состоял смысл Мишиного выступления.
Час десятилетние, страшно озорные дети работали в полной тишине. Было очевидно, что произошло действительно глубокое, инсайтное постижение чего-то ранее неосознаваемого в себе. В конце они отдали мне листы и так же тихо ушли.
На следующем занятии каждый получил от меня тексты: собственное объяснение продуманной пантомимы и комментарии одноклассников. Естественно, все это в анонимном виде, в форме компьютерных распечаток, которые взахлеб читались и эмоционально обсуждались.
А потом мы решали, что будем делать дальше: учиться понимать других или выражать себя так, чтобы быть лучше понятым?

Ответы на ответы на ответы...

Наверное, может возникнуть вопрос: а что делать, если есть очень значимая для этого возраста психологическая тема, а явный интерес к ее изучению никак не проявляется? В самом деле, такие темы существуют, скажем, тема гнева. И разумеется, я могу просто сказать: сегодня мы займемся тем-то и тем-то, и ребята все равно не уйдут с занятия. Но мне важно, чтобы у них выработалась привычка выбирать. И чтобы в конце занятия обязательно прозвучало: так что же, Галина Анатольевна, мы сегодня выбрали?
По той же причине я фиксирую каждое мнение, развешиваю графики мнений на доске и показываю возможные варианты: вот если бы ты сделал такой или вот такой выбор, мы занимались бы на уроке тем-то и результат мог быть таким-то.
Когда дети привыкают свободно выражать свою инициативу, занятия идут непредсказуемо и часто рождаются интересные идеи, которые дают импульс к обновлению содержания курса.
Например, прежде мы каждое занятие начинали с чтения и подробного обсуждения летописи: стенографической расшифровки всех реплик предыдущей встречи. Как правило, по ходу процесса возникало множество вопросов и предложений. Ребята прерывали меня и говорили:
– А давайте...
И тут оказывалось, что обсуждение хроники прошлого занятия ведет к более рефлексивному и ответственному отношению к собственным действиям. Можно, оказывается, два раза войти в одну и ту же реку: в прошлый раз мы приняли вот такое решение, но давайте сегодня его переиграем.
И переигрывали, да так увлеченно, что почти целое занятие уходило на разбор предыдущего. Чтобы не оглядываться все время назад, а двигаться дальше, я предложила:
– Пусть тот, кто хочет ответить, к примеру, на предыдущую реплику Маши, сделает это дома и принесет ей свое мнение в письменном виде. А Маша, в свою очередь, тоже может написать ответ.
Так у нас появился новый жанр – “Ответы на ответы на ответы”. Сразу же нашлось много желающих вести этот заочный диалог, который помимо рефлексии дает прекрасную возможность для развития культуры письменной речи.

Вот оно – найдено!

В чем для меня заключаются достижения учебного результата? Один из них – общий для всей школы: наши ученики постоянно опережают учителя. На каждом занятии они задают такие вопросы, к обсуждению которых сейчас можно еще только подступиться, а всерьез обсуждать через два-три-четыре занятия.
Другой показатель результативности самым непосредственным образом связан с курсом психологии для подростков: обращения ребят ко мне как к психологу перестают быть жалобами и становятся четко сформулированными запросами. То есть, приходя к психологу, ребенок хорошо осознает, что у него образовался разрыв, расхождение между ожиданиями и реальностью. Он пытался разрешить эту ситуацию, используя уже известные средства, но не вышло. В этом случае мне остается только уточнить этот запрос и вместе с ребенком заняться поиском тех ресурсов, которые еще не использовались.
А затем происходит волшебная вещь. Дело в том, что подростки – это люди, которые моментально переводят свежие идеи в действия. Они тут же проверяют новый способ решения проблемы на практике и буквально на следующей перемене прибегают ко мне рассказывать о результатах. У взрослых не бывает столь стремительного перехода от теории к практике, а дети – оптимисты, они с надеждой смотрят на будущее и на людей, им кажется: ну да, вот оно – найдено и сейчас все будет хорошо!
Постепенно обращений к психологу становится все меньше и меньше. Ребята научаются самостоятельно применять полученные психологические знания. Сужу об этом по тому, как строят свою жизнь ученики старших классов, где у меня много друзей, и те, кто уже окончил школу. И мне тоже верится, что у них все будет хорошо.

Записал
Анатолий ВИТКОВСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru