Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Татьяна Никольская
Фантастический город: Русская культурная жизнь в Тбилиси (1917–1921)

М.: Пятая страна, 2000

Не счесть книг и статей, посвященных российско-грузинским культурным связям. И только период с 1917 по 1921 год в советское время был неким «белым пятном». Все потому, что после Февральской революции 1917-го и до февраля 1921 года у власти в Грузии находилось правительство меньшевиков. «Триумфальное шествие советской власти» остановилось у границ Закавказья, оттянув на четыре года приход большевиков в долины Куры и Риони. За годы революции и Гражданской войны в гостеприимную Грузию съехалось множество поэтов, художников, актеров из российских городов – в том числе немало и знаменитостей из столиц. На короткое время Тифлис превратился в европейский культурный центр, очаг русской культуры за пределами России.
Книга Татьяны Никольской – первое серьезное исследование о русской культурной жизни в меньшевистском Тифлисе. Рукопись ждала издания полтора десятка лет, кочуя из одного издательства в другое. Книгу не удалось выпустить и в независимой Грузии, когда-то столь радушно принимавшей русских поэтов…
Все они – символисты, акмеисты, футуристы – попадали в те годы в Тифлис разными путями. Большинство искали убежища от ужасов Гражданской войны, бушевавшей совсем рядом, на Кубани и Северном Кавказе. Кто-то оказался в Грузии еще в годы Первой мировой… Здесь моментально возникли литературные группы, театры, книгоиздательства. А в ноябре 17-го открылось и литературное кафе «Фантастический кабачок». По свидетельству очевидца, оно представляло собой «пестрорасписанную комнату, которая едва вмещает 40 человек и ежедневно привлекает довольно интимную компанию артистов всех видов искусства». Нетрудно догадаться, что речь идет о тифлисском аналоге «Бродячей собаки». В «Фантастическом кабачке», как и в его петербургском «собрате» довоенных времен, можно было встретить Судейкина, Мандельштама, Евреинова, Каменского. Завязывались дружеские отношения с лучшими грузинскими поэтами и художниками – Паоло Яшвили, Тицианом Табидзе, Ладо Гудиашвили.
Историки литературы и библиофилы знают существовавшую в «русском Тифлисе» группу «41о» – самую авангардную из всех футуристических группировок. В нее входили три легенды русского радикального авангарда – Игорь Терентьев, Алексей Крученых, Илья Зданевич. Название группы поныне не объяснено. То ли это критическая температура человеческого тела, то ли географическая широта, на которой находится Тбилиси, то ли «поэтический эликсир», своей крепостью на один градус превышающий водку… Не только символистов, но даже и первых футуристов из круга Маяковского члены этого кружка считали ретроградами. Тифлисские радикалы стремились «утвердить заумь как обязательную форму воплощения искусства» и «надеть мир на новую ось». Как позднее стало ясно, опыты группы «41о» шли параллельно исканиям европейских дадаистов и предвосхищали эстетику обэриутов.
Золотая эпоха «русского Тифлиса» завершилась вскоре после вступления в грузинскую столицу отрядов Красной Армии. Эмигрировали во Францию Илья Зданевич, Судейкин, Евреинов. Был расстрелян чекистами как контрреволюционер основатель «Фантастического кабачка» поэт и прозаик Юрий Деген. Расстреляли чекисты и Терентьева – много позднее, в 1937 году, когда он уже прославился как театральный режиссер (гораздо левее Мейерхольда), постановщик скандально знаменитого «Ревизора». Лишь в последние годы имя неистового экспериментатора Игоря Терентьева снова вспомнили в России.



Рейтинг@Mail.ru