Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

От областных контрольных работ – к единому госэкзамену

С 2003 года в стране вводится единый национальный экзамен в форме централизованного тестирования и новый порядок приема в вузы. Естественно, что педагогов, учащихся и родителей беспокоят грядущие нововведения. Между тем эта идеология не будет абсолютно новой для школьников Свердловской области. Ежегодно проводимые в начале апреля в 3, 8 и 10 классах областные контрольные работы не противоречат новой идее, хотя кроме аттестационных функций они должны сориентировать ребенка, а вместе с ним и учителя на самооценку. Основной принцип отбора содержания для заданий в них – отсутствие традиционной «привязки» к конкретной учебной дисциплине. Необходимая для выполнения задания информация приведена в тексте. Выбор ресурсов для выполнения задания остается за учащимся. При подборе заданий используются знакомые учащимся источники информации – тексты басен, сказок, пословицы, статьи из журналов, газет, научно-популярных изданий, словарей, реальные жизненные ситуации. Ситуация, описываемая в задании, как правило, проблемная и допускает различные варианты решения и дальнейшее обсуждение.
Задание состоит из информационного блока и серии вопросов к нему. Информационный блок – описание ситуации. При выполнении задания ребенку необходимо продемонстрировать интеллектуальные, познавательные, коммуникативные умения, а также способность соотносить рассматриваемую ситуацию с собственным жизненным опытом. Задания выполняются в разные дни, каждое – в течение 2 уроков, в 2–3 этапа.
Учителям и учащимся предлагаются различные варианты обсуждения и оценки выполнения этой части работы, в которой участвуют несколько учителей, работающих с классом. Вопросы анкеты помогут учащимся проанализировать свой ответ с разных позиций, прежде всего выявить информацию о своих знаниях («что я знаю» – знание каких учебных дисциплин мне понадобилось в рассматриваемой в задании ситуации); информацию о своих умениях – преобразовании знаний, способах действий («как я умею использовать знания, самостоятельно их добывать»); понимание смысла информации и деятельности по ее получению («зачем мне нужны эти знания»); самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации («что для меня значит это знание»); выявить возникшие при выполнении заданий проблемы и самостоятельно найти их причины.
Оценка выполнения заданий проводится комиссией из учителей, работающих с классом. Комиссия также анализирует анкеты учащихся, сопоставляя их с результатами выполнения заданий, выявляет общие проблемы.
Областные контрольные работы 1999–2000 года состояли из 3 блоков. Первый – индивидуальная письменная работа, где ученик, кроме решения поставленной задачи, мог высказать свое личное мнение и дать свое видение ответа, отличное от того, которое было дано на уроке. Но для того чтобы ответ был признан положительным, необходимо было доказать его правильность. Это делалось на втором этапе. В присутствии одноклассников и педагогов ученик разъяснял, почему он решил именно так.
Среди выявленных недостатков – поверхностное понимание детьми проблем и общечеловеческих ценностей. При анализе басен выявились инфантилизм, поверхностное понимание смысла басен, недостаточный уровень развития социальных ориентаций. Так, учащиеся начальной школы, анализируя басни Крылова «Трутни и пчелы» и «Зайцы и лягушки», сделали вывод, что право – на стороне сильного и противостоять сильному невозможно. Одним из заданий требовалось перечислить определенные профессии, и увы – некоторые не смогли назвать даже 2–3 современные профессии.
Среди тех, кому задания контрольных работ «по плечу», прежде всего –учащиеся учреждений повышенного статуса, в которых достаточно большое количество предметов гуманитарного цикла. Увеличилась доля учащихся общеобразовательных школ крупных городов – Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, продемонстрировавших себя с лучшей стороны. Интересно, что в ряд образовательных учреждений с хорошим качеством образования вошли и сельские школы. Контрольные работы показали использование детьми учебных и внеучебных источников информации, стремление разобраться в ситуации, оптимизм. Выявилось, что ведущие ценности подрастающего поколения – дружба, сотрудничество. Дети писали: «Я узнала, что думают обо мне мои товарищи», «Думаю, что на некоторые вопросы я стал смотреть по-другому», «Я впервые задумался, как я трачу свое время».
«Оценивая себя, свои возможности, – считает министр образования области Валерий Нестеров, – ребенок может определить: что у меня хорошо получается, к чему лежит душа – и выстроить свой жизненный путь».

Л.А.



Рейтинг@Mail.ru