Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Учитель для уральской глубинки

В начале ноября в деревне Вогулка Шалинского района Свердловской области была открыта построенная по областной строительной программе новая школа. Поздравить с новосельем учащихся 1–11 классов и их учителей приехали гости. Министр образования Свердловской области Валерий Нестеров вручил школьникам компьютер. Другой подарили представители объединения «Свердллес». Радует, что у детишек в сельской школе появилась современная техника. Простаивать она не будет, потому что школе повезло – есть учитель информатики и физики, молодой специалист.
В 1992 году было отменено государственное распределение молодых специалистов, в том числе педагогов. В 1995 году для обеспечения сельских удаленных, трудно комплектуемых территорий учителями Российской Федерацией было принято Положение о целевом приеме, и многие регионы не преминули им воспользоваться. При такой системе муниципальные органы управления образованием (заказчики) абитуриент, педагогический вуз или колледж заключают трехсторонний договор. Заказчик направляет нескольких кандидатов на место и оплачивает взнос за организацию целевого приема. Образовательное учреждение (вуз или колледж) выделяет места и проводит между целевиками отдельный конкурс. Абитуриенты обязуются выучиться и вернуться на работу в те территории, которые их направили.
В 1998 г. целевой прием был организован в 16 учреждениях педагогического образования, расположенных на территории Свердловской области, в 1999–2000 годах – уже в 19. Среди них – Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный университет им. А.М.Горького, Нижнетагильский государственный педагогический институт, Уральский государственный профессионально-педагогический университет. Наибольшим спросом пользуются у целевиков УрГПУ и НТГПИ. Целевой прием ведут и педагогические колледжи: Свердловский областной, Екатеринбургский педагогический, Екатеринбургский профессионально-педагогический, Ревдинский, Камышловский колледжи, Ирбитское педагогическое училище и др.
На сегодня Свердловская область нуждается в 1,8 тысячи педагогов: не хватает учителей иностранного языка, истории, географии. В последние годы в учреждения педагогического образования было зачислено около 1939 целевиков, но потребности образовательных учреждений области в целевой подготовке меж тем не уменьшаются. В 2000 году территории испросили себе 1803 места. Впервые был проведен прием на заочное отделение: 39 человек поступили в УрГПУ, трое – в УГППУ, четверо – в НТГПИ. По инициативе министерства общего и профессионального образования Свердловской области в Уральском государственном профессионально- педагогическом университете 16 человек будут обучаться по специальности «иностранный язык».
Но, к сожалению, доходят до места назначения не все целевики.Так, в 1997 году только четверть из них вернулись в сельские школы, в 1998 году – 24%, в 1999 году – третья часть. К началу 2000/2001 учебного года 328 выпускников педагогических вузов и колледжей в соответствии с обязательствами должны были начать работу в школах области. В действительности пришли в классы лишь 20–25% от выпуска.
Почему же так происходит? Зачастую целевой прием понимают лишь как возможность облегчить процесс поступления в вузы и колледжи тем выпускникам школ, чья общеобразовательная подготовка не позволяет выдержать общий конкурс. Действительно, проходной балл для абитуриента-целевика значительно ниже общего. Около 40% зачисленных на первый курс набирают не более 50% от максимально возможного количества баллов на вступительных испытаниях, при этом каждый пятый из числа поступавших в вузы абитуриентов получает неудовлетворительную оценку на экзаменах. 14% абитуриентов вообще не сдали документы в педагогические вузы области. А все потому, что в Артинском, Гаринском районах, г. Красноуральске и ряде других территорий вопросы кадрового обеспечения зачастую решаются стихийно, как реакция на поступившее сверху распоряжение, не учитываются демографические изменения, не прогнозируются потребности. В договорах не предусматривается овладение студентами необходимыми специализациями, программами дополнительной подготовки. Деятельность специалистов муниципальных органов зачастую ограничивается выдачей целевых направлений. Содержание подготовки целевиков не является предметом постоянного и пристального внимания. Как правило, никто не интересуется содержанием исследовательской деятельности студента, выбором темы курсовой, дипломной работы. Практика студента не всегда организуется там, где ему предстоит работать.
Многие органы управления образованием не бездействуют: в Тугулымском, Талицком районах, г. Заречном вопросы обеспечения педагогическими кадрами выносятся для рассмотрения в местные органы самоуправления, органы исполнительной власти, приняты постановления глав администраций о финансовой поддержке обучающихся в педагогических образовательных учреждениях. Поиск претендентов на обучение по целевому приему ведется в Нижнесергинском, Ирбитском, Талицком районах. В территориях организуются встречи, собеседования со студентами-целевиками в период их обучения, отслеживается их дальнейший путь. Единовременные пособия специалистам после окончания вуза, предоставление системы социальных гарантий и льгот молодым учителям, которые обучались по целевому приему, предусмотрены в г. Красноуфимске, Заречном, Ирбитском районе.
О работе управления образования Ирбитского района рассказывает его начальник Любовь Аксенова: «Мы работаем с учащимися задолго до окончания ими школы – есть педагогический класс в Черновской школе, ведется подготовка к сдаче экзаменов в вуз. Не остаются без внимания и студенты – мы интересуемся их успеваемостью, встречаемся с ними. В районе действует постановление главы администрации, по которому целевикам оказывается материальная помощь. Муниципальный орган управления образованием координирует деятельность образовательных учреждений, ведется перспективное кадровое планирование. В этом году вернулись работать в родную Знаменскую школу Зоя Девяткова – химик-биолог и Алена Стародубцева – математик. Обе закончили НТГПИ. Зоя выбрала профессию учителя под влиянием своего педагога, преподавателя математики Людмилы Федоровны Сосновских. Так ей нравится работа! Зарплата, конечно, маленькая – 500 рублей, но как только молодые специалисты пришли к нам работать, им сразу же выделили квартиры».
Михаил Корягин, заместитель начальника отдела среднего и высшего образования областного министерства образования: «Министерство образования в 2000/2001 году помогает муниципалам разработать нормативно-правовые акты по обеспечению адресной подготовки педагогов, координирует деятельность всех заинтересованных в целевом приеме сторон.
В последние несколько лет все большую роль начинают играть педагогические колледжи: в 1999 году на их долю пришлось более 40% целевиков. Педколледжи предлагают широкий спектр образовательных программ, расположены по всей территории области, их выпускники готовы к реализации принципов региональной образовательной политики. В Ревдинском педагогическом колледже впервые приняли девятиклассников – выпускников сельских школ Нижнесергинского, Шалинского, Талицкого, Туринского, Ревдинского и других районов, не изучавших ранее иностранный язык в школе. За пять лет обучения студенты не только выучат язык, но и будут готовы его преподавать. Почти 50% выпускников учреждений среднего педагогического образования приходят в школы.
Преподаватели педколледжей стремятся индивидуально подойти к подготовке целевиков, при этом учитывая потребности заказчика. Важно, чтобы студент- целевик проходил педагогическую практику непосредственно в образовательных учреждениях заказчика. В будущем планируем ввести многоуровневую подготовку (бакалавриат, специалитет, магистратура). Есть у нас также предложение создать сеть филиалов педагогических вузов при педколледжах…»
Самые хорошие идеи останутся невоплощенными, если не будут под них заложены средства. Низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий, трудности с получением жилья зачастую заставляют выпускников искать работу, не связанную с избранной профессией, быть может, вопреки их стремлениям и мечтам.

Лариса АМБАЕВА



Рейтинг@Mail.ru