Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий КАРМАЗИН,
заместитель министра образования и по делам молодежи
Республики Карелия

Качество образования: теория и практика

Оценку качества образования сегодня пытаются давать все. Причем не просто пытаются, но и дают – с правительственной трибуны, в прессе, на парламентских слушаниях; нас оценивают сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, работники социальных служб, отделов опеки и попечительства, представители различных общественных организаций. И когда мы говорим о моделях оценки качества, мы должны признать, что существует не просто множество моделей, но и множество субъектов, которые претендуют на право оценивать – как мы действуем и какого результата достигаем. Поэтому кроме профессиональной компетентности мы должны вести речь о нравственной ответственности оценивающих: чтобы оценить некое качество, надо иметь долю этого качества и в самом себе. Вот это, наверное, одно из условий точной, верной и необходимой управлению оценки.
В Карелии сейчас создается система образовательного аудита. Это – свидетельство того, что сегодня от слов о партнерских отношениях и договоренностях мы перешли к следующему этапу: мы стали открытыми! Ведь что такое аудит? Это открытые двери для людей, которые готовы сказать, что они о тебе думают, а ты готов принять это и сделать необходимые выводы. И многие шаги республиканского Министерства образования сегодня направлены именно на такую открытость. Не случайно мы ввели систему образовательных округов: для нас это способ приблизить региональный уровень управления к муниципальному и школьному, стать ближе друг к другу. Не случайно в работе по моделированию способов управления качеством образования самое активное участие принимают команды школ во главе с директорами – мы хотим видеть в них самых главных своих партнеров!
Две проблемы, на которых я хотел бы остановить ваше внимание и которые имеют самое прямое отношение к теме качества образования. Вы наверняка обратили внимание: представляя свою школу, директор рассказывает о новых предметах, введенных в учебный план, о количестве учителей высшей и первой категории, о компьютерном обеспечении учебного процесса, количестве выпускников, поступивших в вузы и вернувшихся учителями в эту школу. Я сейчас перечислил те критерии, по которым директора оценивают качество своей работы. Это – реальная система оценки качества образования, которая давно сложилась в регионе! Я не говорю о том, насколько она совершенна, – наверное, в чем-то наше понимание качества нуждается в уточнениях. Но когда мне говорят, что у нас вообще нет такой системы, что сами понятия качества образования, управления качеством, мониторинга качества являются абсолютно новыми, я начинаю сомневаться… Слова, возможно, для кого-то и новы, но те реальные процессы, которые они обозначают, всегда присутствовали в отечественном образовании.
Нам необходимо четко осознать: мы имеем сложившийся комплекс оценочных критериев и способов оценивания качества образования. Очень важно определить, как этот практический инструментарий соотносится с теми подходами, которые нам сегодня предлагает педагогическая наука: иначе ученые и практические работники образования, говоря фактически об одном и том же, будут общаться на разных языках, плохо или превратно понимая друг друга. Задача сегодняшнего этапа управления образованием заключается в том, чтобы соединить зарекомендовавшие себя наработки и новые технологии координации и экспертизы в целостную систему! Поэтому мы вполне можем говорить о формировании региональной – в данном случае карельской – системы управления качеством образования…
Вторая проблема: место государственных стандартов в формировании системы оценки качества образования. На модель управления качеством активное влияние оказывает государственная политика управления образованием: она создает параметры! Ведь если сегодня не принят стандарт основного общего образования, то в вузах и техникумах стандарт уже существует, и именно по нему оценивается качество! А как быть нам? Тем более что при отсутствии федерального стандарта в полном объеме сейчас активно наполняется региональная составляющая образовательного стандарта…

Из выступления на республиканской научно-практической
конференции «Мониторинг и аудит качества образования»,
16 декабря 2000 года



Рейтинг@Mail.ru