Анатолий КАРМАЗИН,
заместитель министра образования и по делам
молодежи
Республики Карелия
Качество образования: теория и
практика
Оценку качества образования сегодня
пытаются давать все. Причем не просто пытаются,
но и дают – с правительственной трибуны, в
прессе, на парламентских слушаниях; нас
оценивают сотрудники прокуратуры и
правоохранительных органов, работники
социальных служб, отделов опеки и
попечительства, представители различных
общественных организаций. И когда мы говорим о
моделях оценки качества, мы должны признать, что
существует не просто множество моделей, но и
множество субъектов, которые претендуют на право
оценивать – как мы действуем и какого результата
достигаем. Поэтому кроме профессиональной
компетентности мы должны вести речь о
нравственной ответственности оценивающих: чтобы
оценить некое качество, надо иметь долю этого
качества и в самом себе. Вот это, наверное, одно из
условий точной, верной и необходимой управлению
оценки.
В Карелии сейчас создается система
образовательного аудита. Это – свидетельство
того, что сегодня от слов о партнерских
отношениях и договоренностях мы перешли к
следующему этапу: мы стали открытыми! Ведь что
такое аудит? Это открытые двери для людей,
которые готовы сказать, что они о тебе думают, а
ты готов принять это и сделать необходимые
выводы. И многие шаги республиканского
Министерства образования сегодня направлены
именно на такую открытость. Не случайно мы ввели
систему образовательных округов: для нас это
способ приблизить региональный уровень
управления к муниципальному и школьному, стать
ближе друг к другу. Не случайно в работе по
моделированию способов управления качеством
образования самое активное участие принимают
команды школ во главе с директорами – мы хотим
видеть в них самых главных своих партнеров!
Две проблемы, на которых я хотел бы остановить
ваше внимание и которые имеют самое прямое
отношение к теме качества образования. Вы
наверняка обратили внимание: представляя свою
школу, директор рассказывает о новых предметах,
введенных в учебный план, о количестве учителей
высшей и первой категории, о компьютерном
обеспечении учебного процесса, количестве
выпускников, поступивших в вузы и вернувшихся
учителями в эту школу. Я сейчас перечислил те
критерии, по которым директора оценивают
качество своей работы. Это – реальная система
оценки качества образования, которая давно
сложилась в регионе! Я не говорю о том, насколько
она совершенна, – наверное, в чем-то наше
понимание качества нуждается в уточнениях. Но
когда мне говорят, что у нас вообще нет такой
системы, что сами понятия качества образования,
управления качеством, мониторинга качества
являются абсолютно новыми, я начинаю
сомневаться… Слова, возможно, для кого-то и новы,
но те реальные процессы, которые они обозначают,
всегда присутствовали в отечественном
образовании.
Нам необходимо четко осознать: мы имеем
сложившийся комплекс оценочных критериев и
способов оценивания качества образования. Очень
важно определить, как этот практический
инструментарий соотносится с теми подходами,
которые нам сегодня предлагает педагогическая
наука: иначе ученые и практические работники
образования, говоря фактически об одном и том же,
будут общаться на разных языках, плохо или
превратно понимая друг друга. Задача
сегодняшнего этапа управления образованием
заключается в том, чтобы соединить
зарекомендовавшие себя наработки и новые
технологии координации и экспертизы в целостную
систему! Поэтому мы вполне можем говорить о
формировании региональной – в данном случае
карельской – системы управления качеством
образования…
Вторая проблема: место государственных
стандартов в формировании системы оценки
качества образования. На модель управления
качеством активное влияние оказывает
государственная политика управления
образованием: она создает параметры! Ведь если
сегодня не принят стандарт основного общего
образования, то в вузах и техникумах стандарт уже
существует, и именно по нему оценивается
качество! А как быть нам? Тем более что при
отсутствии федерального стандарта в полном
объеме сейчас активно наполняется региональная
составляющая образовательного стандарта…
Из выступления на республиканской
научно-практической
конференции «Мониторинг и аудит качества
образования»,
16 декабря 2000 года
|