Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Давайте убежим с этих уроков!

То, что мы называем “дополнительное образование”, для детей все чаще становится главным. Так может быть, пора и нам пересмотреть свои взгляды?

То и дело передают интервью с различными великими людьми современности. Они, как по тайному сговору, поверяют миру одну и ту же тайну своей жизни: “В школе я был (была) ужасным(ой) хулиганом(кой) и учился(лась) на одни двойки...” Словно школа призвана заранее унизить тех, кому суждено стать всеобщими кумирами. Я даже слышала такую фразу: “Школу надо ненавидеть! Тогда люди научатся бороться за свое существование с детства, и чем несчастнее ребенок в школе, тем счастливее он будет потом! Ведь вся наша жизнь – борьба!” Человек, выдвинувший этот тезис, был по крайней мере честен с самим собой и попробовал объяснить всем известный факт “обратно пропорциональной зависимости успехов в жизни от успешного обучения в школе”. У нас есть свое объяснение, только оно почему-то не так понятно, как это...

Где больше учатся?

Сегодня продолжается разработка так называемых стандартов в образовании под девизом: выберем минимум, после которого все дети будут иметь право развивать свои способности. А минимум определяют конечно же те, кто когда-то успешно эти самые аттестаты получил. И не важно, что, кроме как читать и писать, большинство из них ничего не умеют: мол, “руки не из того места растут”. Главное, что умеют читать... А если мальчишка может разобрать и собрать мотор, а чтение его ничуть не интересует? Это его проблемы – минимум есть минимум. И снова “минимальный минимум” становится непосильным барьером для кого-то к пресловутому аттестату. Снижать его дальше вроде бы некуда, стыдно. Да и те, кто его не осилил, вдруг совершенно неожиданно умеют потрясающие вещи, никак не связанные со школьными программами: шьют, стригут, готовят, чинят, изобретают... Значит, они чему-то учились, только не в школе, а за ее пределами.

Конкурс на присвоение статуса ФЭП (федеральные экспериментальные площадки) показал, что сегодня практики осознают эффективность дополнительного образования: различных кружков, театральных клубов, взаимодействие школ с необразовательными учреждениями. В них раскрываются многообразные детские таланты, причем зачастую совершенно неожиданные для учителей и родителей. Вот мальчик, который на уроках имеет только двойки и раздражает всех, работает осветителем сцены в школьном спектакле. Он регулярно ходит на репетиции, сам разобрался в сложной аппаратуре, легко следует своим заметкам, сделанным к тексту пьесы. А вот девочка, которая заикается с первого класса и отвечает на уроках неуверенно и опустив глаза, но играет на сцене. Ее слова льются как ручеек: ни одной заминки, глаза блестят, улыбкой светится лицо. То же самое может рассказать про своих учеников практически каждый руководитель кружка или внешкольной детской организации. Отсюда делаются следующие выводы: необходимо развитие дополнительного образования, а во время уроков нужно придумать что-нибудь еще, например, разделить детей по группам и давать им разные задания. Вопрос в том, как их правильнее на эти группы разбить и какие программы учебной работы выбрать. А что, если вообще отказаться от уроков? Почему-то этот вариант не только не приходит в голову, но и остается до сих пор за пределами обсуждения. Похоже, что в необходимость таинства урока педагоги верят как в Священное писание. Возможность ухода от любых обязательных уроков рассматривается как кощунство.

Чем кружок отличается
от урока?

Прежде чем делать выводы об эффективности методов дополнительного образования, вспомним, чем оно отличается от основного, или базового. Прежде всего тем, что оно не является обязательным и не дает его участникам никакого официального статуса в виде отметок и аттестатов. Что же держит детей в кружках и секциях, что заставляет их идти туда вопреки упрекам родителей и учителей, постоянно напоминающих, что спорт (театр, походы, кружки и так далее) – это, конечно, хорошо, но мешает занятиям в основной школе? Эта часть образовательной системы – единственная, в которой не вступают в противоречие “право на образование” и “обязанность получения образования”. Здесь каждый ребенок имеет право выбора занятия, равно как может не посещать ни одно из мест дополнительного образования. В общеобразовательной школе образование давно превратилось в обязанность. Противоречие (существующее в конституциях практически всех развитых стран) между правом на образование и его обязательностью обходится стороной. Срок всеобщей “повинности отбывания в школе” неуклонно растет: семилетняя школа – восьмилетняя – десятилетняя – одиннадцатилетняя – двенадцатилетняя... Чем же провинились наши дети, если мы продолжаем увеличивать этот срок? Да при этом еще и понимаем, что самое эффективное образование идет там, где нет ничего обязательного, где за каждым человеком остается право выбора...

Если в кружке не будет детей, его закроют: значит, либо кружок никому не нужен, либо руководитель плохой. Если же на урок не придут дети – они прогуливают, и их нужно за это наказать. Обычные рыночные взаимоотношения в общеобразовательной школе заменены системой обязательного распределителя. Если руководитель кружка работает в ситуации рыночной конкуренции, то школьный учитель обеспечен учениками заранее, независимо от своих способностей и возможностей. В дополнительном образовании взрослые и дети оценивают друг друга не баллами и отметками, а продлевая или прекращая совместные занятия. Никто там не может заставить ребенка заниматься у неинтересного ему человека. В школе же дети лишены этого права: что бы ни делал учитель – ребенок обязан прийти к нему заниматься согласно расписанию. При этом учитель постоянно оценивает своих учеников, выставляя ненавистные всем отметки, сравнивая живых людей с пресловутым “эталоном”, унижая себя и их.

Большинство структур дополнительного образования построено по принципу совместной творческой деятельности старших и младших (кружки, театральные студии) либо идет жесткий тренинг и постоянная узаконенная конкуренция с аналогичными командами (спортивные секции). Дети занимаются не для мифического собственного светлого будущего, а чтобы продемонстрировать и, следовательно, увидеть свои результаты здесь и сейчас. Тренер, режиссер или руководитель при этом выступают в роли более опытного коллеги, который помогает ребенку добиться намеченной цели. На обычных уроках в школе дети учатся для того, чтобы получить отметки, которые нужны, чтобы получить аттестат, поступить в вуз, чтобы потом (может быть!) найти хорошую работу и, что совсем не обязательно, стать счастливым. Но почему нельзя быть счастливым сегодня, не жертвуя всем ради будущего? Странная ситуация сложилась в образовании, причем во всем мире. На первый взгляд большинство ученых и педагогов принимают как факт право детей быть разными, проявлять свои таланты в различных областях. Белыми воронами правомерно считаются те, кто думает, что все дети одинаковы. Но сертификат о среднем или высшем образовании еще не означает, что этот человек будет успешно работать и станет счастливым. Особенно ярко это противоречие заметно в нашей стране: многие люди с высшим образованием сегодня полностью не востребованы, а те, кто в свое время не смог получить простого аттестата, стали успешными. Большинству понятно, что на уроках продолжается ставшая традиционной борьба детского “не хочу” с учительским “надо”. Иногда, конечно, попадаются учителя, сумевшие различными способами завоевать доверие детей и сделавшие ценное для взрослых желанным для учеников. Такие учителя были во все века, но их всегда так мало!
И дети ищут “своих” учителей “на стороне” – в системе дополнительного образования – и с полной выкладкой учатся там, где можно увидеть результаты уже сегодня, где можно быть просто счастливым человеком.

И еще. Дети практически во всех кружках и секциях собраны в соответствии с их интересами и независимо от возраста. Как и во дворе старшие и младшие отнюдь не мешают друг другу, а наоборот: помогают, поддерживают, дружат. Одновозрастные группы в “дополнительном” образовании так же редки, как разновозрастные – в основном.

Ну и что?

Можно разрешить детям выбирать себе занятия в конкретном учебном заведении, которое отвечает за их безопасность во время учебы и продвижение в образовательном поле. Но тут мы наталкиваемся на различные препятствия. Первое – безоговорочная уверенность взрослых, учителей, в том, что они знают лучше ребенка, чему и как того нужно учить. “Руководящая и наставляющая” роль педагога настолько въелась в наше сознание, что мы часто даже не пытаемся с ней бороться. Предположим, ребенок не может остановиться на каком-то определенном занятии. Он ходит в разные места, ничем серьезно не увлекается. Педагоги и родители незамедлительно делают вывод: его нужно чем-то заинтересовать, сделать так, чтобы он поскорее определился. А если ребенку это вовсе не нужно?! Нет! Мы, взрослые, лучше знаем, что такое хорошо и что такое плохо! И начинается работа с ребенком по составлению договоров, простраиванию взаимных обязательств. Это делается вместо того, чтобы изменить работу самих учителей, создать более разнообразные и интересные для ребят учебные места. Фактически это уход от решения возникшей проблемы.

Если же предположить, прав ребенок, а не взрослый, ситуация может в корне измениться. Ученик ищет себя, но не находит ничего действительно интересного, и при этом он весел, у него масса друзей. Может быть, просто время еще не пришло ему заниматься одним делом долго и упорно. А может, в школе просто не создано такого места, которое было бы действительно важным и интересным именно для этого человека. Значит, педагоги должны искать новые способы работы, создавать более разнообразные поля деятельности для детей. Конечно, этот путь сложнее: работать над собой и признавать свои ошибки всегда сложнее. Но это – единственный путь к развитию, к поиску истины.

Второе препятствие – узаконенные социумом преимущества для людей, получивших стандартный сертификат об образовании. Право, не так давно дарованное людям для расширения их свободы, незаметно, но неотвратимо, превратилось в обязанность, бескомпромиссно ограничивающую их свободу. К сожалению, учителя, реально работающие с детьми, не могут своей волей сделать образование правом и заменить аттестаты чем-то альтернативным. А те, от кого это зависит, не хотят видеть этой проблемы. Замкнутый круг становится порочным.

Кружки, секции, студии потому и развиваются сегодня так успешно, что там дети действительно пользуются своим правом на образование, не возведенным в ранг обязанности. Все попытки перестроить систему обучения в общеобразовательной массовой школе обречены на провал до тех пор, пока не будет разрешен этот юридический конфликт. Тем более что почти везде есть один-два учителя, которых любят дети. Значит, продержимся и дальше, главное, напомнить: “Вы прекрасный учитель...” Этот учитель живет, как правило, в неугасимой ненависти своих коллег, считающих его недостаточно требовательным, идущим на поводу у разболтавшихся детей. А он просто сильная личность и смог на своих уроках создать атмосферу использования права, а не подчинения обязательным нормам. Если же случается целая школа, в которой коллектив стремится установить с учениками человеческие взаимоотношения, соседние школы и управление образованием зачастую ненавидят всю школу. Ну и что, так и будет дальше? Неужели нет никакого другого выхода?

Есть, конечно, есть. Нужно законодательно отменить единый обязательный сертификат об образовании и позволить наряду с ним использовать другие, частные сертификаты, которые во всем мире давно известны как рекомендательные письма. Нужно принять, что ученики имеют право на образование. А вот взрослые обязаны развить такие структуры, в которых каждый ребенок мог бы найти себя. Это так просто и так сложно... Создавать такие школы можно различными методами, в зависимости от интересов конкретных коллективов учителей и детей.

Конечно, это будет сложный период в системе образования. Кто-то может сказать, что мы призываем к революции, а всем известно, к чему они приводят. Кто-то назовет такие идеи “ювенильным морем”. Но это – лишь возврат к гуманистическим традициям, следуя которым каждого человека надо принимать как неповторимую гармоничную сущность. Ребенка нельзя “строить”, он не “чистая доска”, на которой можно писать все что угодно. Продолжать перестройку отмирающей, непродуктивной системы общего образования можно долго и безуспешно, что и наблюдало человечество на протяжении последних двух-трех сотен лет. Только зачем? Новая образовательная система уже существует, нужно лишь дать ей статус – не “дополнительной”, а альтернативной.



Рейтинг@Mail.ru