Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Марина КОСМИНА

Можно ли поднять учительскую зарплату, если ее накрыли тарифной сеткой?

ЕТС давно пора отменить, а ее собираются улучшать

Раз в три года в Министерстве образования России происходит ритуальная встреча руководителей ведомства и профсоюза.

...В торжественной обстановке под вспышки фотокамер лидеры этих структур подписывают очередное соглашение друг с другом о том, как (и на что) будет существовать в ближайшие три года руководимая первыми и защищаемая вторыми система образования.
Сколько будут платить педагогам в месяц и на сколько рублей в день кормить сирот в интернатах и ПТУ. На сколько вырастут стипендии и вырастут ли вообще. Сколько часов в неделю будут считаться ставкой и сколько лет жизни – пенсионным стажем. Нормы и условия труда и учебы, занятости, найма и увольнения – все эти и остальные вопросы социальной защищенности детально обсуждаются и утверждаются в Отраслевом тарифном соглашении, чтобы стать планкой, ниже которой нельзя опустить зарплату и выше которой – поднять нагрузку. Чтобы власти на местах, устанавливая условия труда, социальные льготы и гарантии, не могли ухудшить положение тех, кто учит, и тех, кого учат.
Так, во всяком случае, задумано. Такие соглашения на всех уровнях власти должны заключать между собой работодатели, с одной стороны, и представители работников – с другой. Ведь понятно: работодатель, если ему не сопротивляться, всегда будет платить как можно меньше, а требовать как можно больше. Всем известно, что власть никогда не делала и не делает уступок добровольно, что нарушения в сфере организации труда ежегодно разрушают здоровье тысяч людей, что дискриминация отнимает у людей множество разнообразных возможностей, а совершенно неадекватные пособия угрожают благополучию их семей. Работодатель объективно находится в таком положении, что его кто-то должен придерживать за руку, и профсоюзы по объективным причинам становятся оппозицией. И если они действительно защищают интересы работников, отношения с работодателем неизбежно портятся.
...Но в умиротворенной атмосфере, в которой подписывали очередное Отраслевое тарифное соглашение на 2001–2003 годы (Министерство образования – от имени работодателей, ЦК профсоюза работников образования и науки – от имени педагогов и обучающихся), душа таяла.
Любо-дорого было посмотреть и послушать, как министр образования благодарил наши доблестные профсоюзы за сотрудничество и понимание и вручал памятные нагрудные знаки отдельным особо самоотверженным защитникам и спрашивал, нет ли у кого каких предложений и дополнений и не упустили ли каких возможностей помочь системе образования...
Нет ни у кого никаких предложений!
И никто, конечно, слова не проронил о самом существенном предмете обсуждения – пресловутой Единой тарифной сетке, об усовершенствовании которой так много говорится в тарифном соглашении. О том, что сама тарифная сетка была введена совершенно незаконно в нарушение существующего законодательства и резко, в 5 – 6 раз ухудшила оплату труда педагогов. Подумать только, что со времени принятия Закона “Об образовании” – с 1992 года – каждый работник образования каждый месяц должен был получать, например, не 300 рублей, а 1800... Не тысячу, а пять-шесть. Разве накопилась бы тогда за эти годы их сегодняшняя унизительная, неописуемая нищета? Разве случались бы голодные учительские обмороки и смерти?
Где были тогда наши доблестные профсоюзы? Сегодня они гордятся тем, что регулярно выводили людей на улицы, и тем, как они будут совершенствовать Единую тарифную сетку, и спорят о том, нужно расширить или сузить диапазон дифференциации оплаты и насколько увеличить тарифные коэффициенты и число разрядов ЕТС...
Но число разрядов и размер коэффициентов не должны иметь отношения к преподавателю вуза и учителю школы. Потому что по Конституции, принятой в 1993 году, оплата труда должна быть “не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда” (статья 37), а этими федеральными законами для педагогов являются Законы “Об образовании” и “О высшем и послевузовском образовании”, где устанавливается совсем иная система оплаты. Зависеть зарплата педагога должна не от ЕТС, а только от данных Госкомстата – от того, какую среднюю зарплату в промышленности вычислят статистики.
Все эти годы, несмотря на все спады производства и “лежание” заводов и фабрик, эта средняя по промышленности была многократно выше, чем то, что выдавали в кассе учителям по грабительской ЕТС.
И все посвященные знают, что это правда. И молчат.
Более того, в этом соглашении говорится, что все делалось правильно: “Стороны пришли к согласию, что вопросы исчисления заработной платы регулируются Рекомендациями о порядке исчисления, разработанными на основе Инструкций о порядке исчисления (от 1984 года! Давно де-юре утратившими силу) с изменениями и дополнениями (от 1990 года), тоже нелегитимными с тех пор, как вступили в силу федеральные законы об образовании – ведь все инструкции и рекомендации имеют смехотворную юридическую силу по сравнению с федеральными законами.

P.S. Наверное, в утешение журналистам министр образования сообщил, что создается рабочая группа по радикальной переработке Единой тарифной сетки.
Это, конечно, хорошо. Если забыть о том, что самой правильной радикальной переработкой может стать только ее отмена.



Рейтинг@Mail.ru