В поисках задачи для школы XXI века
В российском обществе все явственнее
ощущается потребность в обновлении образования.
Уже давно никто не спорит с тем, что традиционная
педагогика не отвечает современным требованиям
и надо строить новую школу.
Но как строить? Исходя из каких ценностей и целей?
Описать парадигму образования будущего столетия
– предельно сложная задача.
Вероятно, ее основания надо искать в культурных и
социальных тенденциях, которые наметились в веке
уходящем.
Попробуем обозначить хотя бы некоторые из них.
На наш взгляд, усилия многих современных
педагогов нацелены на то, чтобы сделать
образование более человечным. Они пытаются
создать школы, в которых главное содержание
образования определяется не требованиями
программ, а тем, что необходимо ребенку, чтобы
расти и развиваться в соответствии со своими
собственными задатками.
При этом меняется роль учителя, которому
приходится постоянно осмысливать свою
профессиональную деятельность, самостоятельно
перестраивать ее, следуя за теми изменениями,
которые происходят с детьми.
В современном образовании наряду с
традиционными ценностями знаний и информации
важнейшее значение обретает способность ребенка
к творческому мышлению и саморазвитию.
Меняются и привычные представления педагогов о
ребенке.
Традиционная школа строилась на основе
представления об ученике как о чистой доске.
Но сегодня стала очевидной невозможность
создать универсальный образ человека, который
мог бы лечь в основу содержания образования. И в
педагогическом сообществе все большее
распространение получает взгляд на природу
ребенка – как на человека, имеющего определенные
качества и наклонности, который сам может решить:
какие знания для него важны, а какие нет. Отсюда
задача школы – помочь ученику раскрыть
способности к самоопределению и саморазвитию.
Однако при этом ученик зачастую уподобляется
таинственному существу, которое имеет свои
особенности и предпочтения, но еще не имеет
собственного содержания.
По существу, процесс образования видится так,
словно ребенок начинает “наполнять себя”
только с момента обращения к образовательной
деятельности.
Но уже появилась пока еще, пожалуй, самая
малочисленная группа педагогов, которые
пытаются построить образовательный процесс,
исходя из древнего представления о ребенке как о
микрокосме, сопоставимом по своей сложности и
глубине с самой богатой культурой.
Подразумевается, что в ребенке до всякого
образования уже присутствует глубокое знание о
сущности человеческого бытия в мире. Декарт
называл его врожденными идеями, Юнг –
архетипами, Голосовкер – мифами.
Миссия школы в том, чтобы помочь ученику проявить
эти скрытые в нем знания и увидеть их связь с
общечеловеческой культурой. Когда это
происходит, внешние культурные смыслы
становятся личностно-значимыми для ребенка.
Чувства непосредственной связи с культурными
знаками, символами, текстами как бы оживляют их
для ученика, который осознает, что он может
взаимодействовать с миром культуры, влиять на
него, изменять, обогащать его и обогащаться сам.
Тому, что происходит в этот момент, трудно дать
определение: это и исходная точка, и главный
импульс для продолжения образования,
самореализации, личностного роста, будущих
встреч мира ребенка с миром культуры.
По всей видимости, где-то здесь, на этой почве, и
“взрастает” педагогика завтрашнего дня. В чем
ее суть, если не в восхождении ребенка к образу
взрослого образованного человека? Возможно, в
раскрытии, преображении внутреннего мира
ребенка, что ведет к качественным изменениям во
всех его взаимоотношениях: с самим собой, с
другими людьми, со своей и чужими культурами...
Сейчас еще очень трудно рассмотреть четкие
контуры новой школы. Это только первые шаги к ней
– начало разговора, к которому мы вас приглашаем.
А сегодня предлагаем два материала: Александра
Лобка о конфликте парадигм и Ирины Вахнянской о
том, как может быть выстроен образовательный
процесс в рамках новой парадигмы образования.
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
|