Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ДУНАЕВА

Маленькие жители костромского леса

Сколько тропинок нужно пройти, чтобы найти самого себя?

В конце августа группа учителей, работающих с шестыми классами, решила не ограничиваться на уроках биологии докладами и учебником. И детям, и взрослым давно хотелось изучать природу вживую, за стенами класса. Вариант выездного погружения на неделю в этом случае подходил больше всего. И шестиклассники отправились жить на биостанцию, затерянную в костромских лесах. В деревню со смешным названием Халбуш.

Для 50 процентов детей эта поездка была первым опытом такого дальнего и длительного выезда. И поэтому большую часть ребят интересовали конкретные вопросы: как мы туда поедем, где мы будем жить, что мы там будем делать? Те, кто уже имел опыт подобных поездок, чувствовали себя более уверенно, и условия проживания их как раз волновали меньше, чем вопрос о том, чем конкретно они будут заниматься.
Все участники “экспедиции” – ученики трех шестых классов – были перемешаны и поделены на группы. Каждый день ребята вместе с инструкторами уходили в разных направлениях собирать материал, а когда возвращались обратно на базу, начинали его обрабатывать. Для этого им пришлось учиться работать со специальной литературой – определителями. Зато все то, что в начале поездки казалось сложным и непонятным, в конце стало более близким, и можно было не только щеголять новыми специальными терминами: почвенный разрез, материнская порода, подзол, сфагнум, подлесок, но и понимать, что они значат.

“Я понял, что в природе ничего не происходит просто так. Все зависят от друг друга” (Женя В.).
“Я научился определять виды мхов, лишайников, грибов. Я узнал, что сфагнумы выделяют вещество, которое убивает микробов, и почва медленнее разлагается. И это вещество убивает зернышки других растений, и там, где растут сфагнумы, другие растения жить не могут” (Володя Т.).
Во время таких выездов у детей появляется уникальная возможность (что мы и видим по их высказываниям) еще раз сблизиться с миром дикой природы, узнать ближе, познакомиться, сделать какие-то открытия, выдвинуть свои версии о происхождении чего-либо, видя все это вживую, а не на картинке в учебнике.
“Я думаю, что я вырос в своих знаниях по биологии благодаря тому, что я видел все эти растения в лесу, трогал их руками, ощущал, мог осмотреть их со всех сторон” (Данила С.).
Мне кажется, что такие выезды – это поле, на котором и вырастают те навыки и умения, которые потом необходимы в дальнейшей жизни, – навыки исследования, самообслуживания, человеческого общения.
Оказалось, что для тех детей, которые первый раз выехали самостоятельно, без родителей, большая часть образовательных действий отодвинулась на второй план. Самыми значимыми стали чисто бытовые проблемы, которые пришлось решать самим, полагаясь только на свои силы.
Поразительно, какие открытия они делали для себя в простых, казалось бы, вещах.
Оказывается, еда не появляется на столе сама по себе, ее нужно приготовить. А это требует сил и времени. Тарелку, оказывается, нужно мыть самому, да еще и достаточно чисто, иначе из нее потом будет неприятно есть.
Оказывается, когда рядом нет мамы, то вещи имеют способность пропадать и долго не находиться или совсем теряются. И еще много всяких разных “оказывается”, с которыми сталкиваются ребята.
“Я поняла, что могу помогать другим людям” (Марианна).
“Я поняла, что могу работать и дружить с ребятами из другого класса” (Катя).
“Мы получили больше знаний о других и о себе и поэтому некоторые переменили друзей” (Игорь).
Дети сами делали выводы, видя знакомых людей совсем не такими, какими они их привыкли видеть. Кто-то готов был поделиться запасными носками, так как у товарища их не оказалось, а кто-то по вечерам, спрятавшись в спальнике, тайком ел печенье, которое мама дала для общего стола.
“Также я поняла, несмотря на то, дружили мы или нет: группа может работать складно, быстро и хорошо” (Катя).
“Я понял, что несколько групп могут одновременно работать хорошо, находясь в одном помещении” (Саша).
“В нашей группе было 5 или 6 девочек, сначала мне казалось, что они не смогут целый день работать в лесу, но оказалось, они умеют работать даже лучше мальчиков” (Женя).
Отдельно хочется рассказать о тех, кто работал инструкторами с нашими ребятами. Это были ученики девятых классов нашей школы. Ту работу, которую им приходилось делать, обычно выполняли студенты, и поэтому ответственность, которая легла на их плечи, делала их взрослее не только в глазах наших детей, но и в своих собственных. Им приходилось искать выходы из многих непростых ситуаций. Девятиклассник Сеня сумел найти общий язык со многими сложными детьми, и все группы, с которыми он работал, у него всегда были самые лучшие.
“Я поняла после поездки, что могу работать усердно” (Марианна).
“Я поняла, что могу доказывать то, что думаю” (Маша Ш.).
“В первые дни я думал, что не смогу ходить по 5 км, но потом привык. И сейчас я могу” (Саша П.).
Наверное, это и есть самый главный результат детской экспедиции – слова на листочке в клеточку: я понял, что я могу. В этом смысл уроков биологии, в этом смысл дальних путешествий. Образование – строение образа, понимание самого себя.



Рейтинг@Mail.ru