Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №92/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Алла ГУДЗОВСКАЯ,
кандидат психологических наук
Галина СУРАЕВА,
сотрудник Самарского регионального центра
социопсихологических исследований

Летопись, в которой ты узнаешь свой почерк

Или еще один способ самоопределения в школьном пространстве

Возможно ли средствами образования воспитать у детей способность к самоопределению?
На наш взгляд, это реальная цель. А дорога к ней начинается с поворота от формализованного, заданного ролями учитель – ученик взаимодействия, от передачи знаний к неформальному человеческому общению. Удивительно, но именно особые отношения взрослых и детей, а не хитроумные методические приемы – определяющий фактор личностного роста ребенка.
Такие развивающие отношения мы и взяли главным ориентиром при создании курса “Основы жизненного самоопределения” для 1–3 классов.
Принципиальным отличием нашего учебного курса является то, что его изучение не только дает знания, необходимые человеку для естественного процесса самореализации, но и предполагает организацию самого процесса жизненного самоопределения каждого ученика. Это подразумевается уже в названиях разделов курса: “Я человек”, “Я ставлю цель”, “Я в мире. Я выбираю”, “Я и другие”, “Мы пришли в школу”, “Самоопределение дома”. Причем в этот процесс втягиваются и окружающие ребенка люди: родители, братья и сестры, сверстники.
Развивающее общение может обретать разные формы: анализ художественного текста; приемы педагогической метафоры и фиксации опыта; групповое обсуждение и взаимодействие; психотехнические упражнения.
Например, анализ художественного текста помогает ребенку увидеть ценностные основания собственных поступков. Чтобы это произошло, надо выбирать яркие образные тексты, которые ребенок воспринимает прежде всего эмоционально, например сказки. Мы предлагаем использовать содержание текста как отправной импульс, который ассоциативно вызывает собственное переживание ребенка на близкую тему, на похожее событие его жизни.
Обсуждение в группе строится по определенному плану: сначала каждый ученик высказывает свою точку зрения, потом все вместе решают, можно ли по обсуждаемой теме иметь разные мнения или есть одно правильное, затем происходит формулирование общего мнения и разных точек зрения с обобщением: что в них общего и чем они разнятся, и, наконец, ребята выбирают докладчика от своей группы.
Почти от каждой группы выбирают для ответа слабого ученика. Это объясняется тем, что в процессе обсуждения сильные помогают слабым разобраться в существе вопроса и определиться в своей позиции.
Очень действенный метод – ведение летописи, в которой фиксируются значимые события и опыт детей. Обычно дети лишены возможности видеть те изменения, которые происходят с ними за время школьного обучения. А летопись позволяет сделать эти изменения явными для ребенка, отрефлексировать развитие класса в целом и каждого в отдельности.
В эту книгу могут вноситься домашние рассказы детей, записанные родителями, детские рисунки, успехи ребенка. И тогда перед ребенком более полно и объемно раскроется его собственная жизнь.
Вот одно задание: опишите свой первый день жизни в родительском доме. Дети расспросили родителей, что происходило в этот день. И получились очень трогательные сюжеты. К примеру, мама рассказывала ребенку: “Ты у меня на руках плакал, а у бабушки – нет”.
Книга летописей становится хорошим стимулом для учебных занятий. Дети видят, чему они научились за определенное время: “Еще несколько месяцев назад у меня были какие-то каракули, а теперь я умею писать красиво”.
Ребята учатся выделять главные и менее важные события: прошла неделя, что занесем в книгу как самое важное?
Радостные и печальные события отмечаются разными цветами. Глядя в летопись, ребята могут мысленно вернуться назад и вспомнить, когда в жизни класса были “светлые” и “мрачные” периоды. Эта рефлексия развивает в ребенке чувство историчности времени.
В третьем классе, когда ребята уже познакомились с основами курса, им предоставляется возможность использовать полученные знания в общей задаче – освоении «необитаемого острова». Дети совместными усилиями строят на острове идеальное высокоразвитое государство – свой мир. Более или менее успешный ход игры зависит от умения договариваться, сотрудничать, использовать свой творческий и человеческий потенциал для достижения общей цели.
Самарским институтом повышения квалификации работников образования был организован опрос учителей начальных классов о результативности нового курса.
По ответам учителей, курс “Основы жизненного самоопределения” помогает детям осознавать собственную индивидуальность, учит познавать себя, сопереживать другим людям, воспитывает нравственные нормы поведения, дети начинают стремиться к добрым поступкам, научаются спокойно аргументировать свою точку зрения в спорах, становятся более раскованными, общительными, уважающими себя и других. Происходят изменения и в сознании самих учителей, они понимают, что дети значительно интереснее и сложнее, чем представлялось раньше. Многие учителя отметили, что они стали по-иному общаться с детьми не только на курсе, но и на других уроках.
Мы понимаем, что ученики не могут самоопределиться на занятиях на всю жизнь. С течением времени их ценности будут меняться, но остается способность к самоопределению, то есть к выбору способа действия через осознание собственных ценностей, формулирование целей и предвидение последствий.



Рейтинг@Mail.ru