Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Валерия ОЗЕРОВА,
Лидия ПЛЕХАНОВА

Наша волжская экспедиция

Как много всего нужно предусмотреть, чтобы вместе свободно и весело плыть по течению

Кажется, что проще – собрать класс, договориться с родителями и отправиться на экскурсию в другой город. Но образовательный эффект, как правило, незначителен. Может быть, потому, что взрослые, да и сами дети,
не очень-то представляют, как превратить такую поездку в захватывающее действо. В московской школе самоопределения, где образовательные путешествия включены в учебный план, разработан своеобразный алгоритм действий, который может пригодиться всем, кто решит однажды, что школа не единственное место получения образования.

Цель путешествия

Она может быть определена личной заинтересованностью отдельных групп ребят, возникшей во время работы на уроках и в мастерских. Так, например, идея поездки в Углич показалась привлекательной ученикам и учителям, занимающимся изучением различных архитектурных стилей в гражданском и церковном строительстве. Выделилась и другая группа путешественников – им хотелось больше узнать о строительстве Волго-Донского канала.
У третьей группы интерес был совершенно особенный – научиться общаться с незнакомыми людьми, самому добывать информацию о незнакомом месте и делиться ею с остальными (именно участники этой группы взяли на себя потом сложную работу по созданию буклетов о маршруте поездки).
Важно отметить, что в процессе работы в путешествии ребята не ограничиваются рамками своей тематической группы, а сотрудничают с другими, овладевая навыками совместной работы, иногда даже берут часть ее работы на себя.

Первичная информация

Задолго до путешествия начинается постепенный сбор информации о том месте, куда отправляется экспедиция. Привлекается самый разнообразный материал: учебники, художественная литература, различные статьи, проспекты, видеофильмы. Каждый выбирает объект, который его интересует, и готовит полное, интересное сообщение для своей группы или для всех участников проекта. Но, разумеется, значительная часть материала по поводу того или иного объекта будет набираться на месте.
После первоначального сбора и обсуждения осуществляется окончательная “защита” своего варианта проспекта.
Некоторые, ранее не определившие, что их может заинтересовать в путешествии, именно на этом этапе могут найти себе место в общей работе. Так, несколько ребят, узнав о том, что группа будет в городе Мышкине, где находится единственный в мире Музей мыши, вызвались провести «Вечер мыши». Другие, услышав, что в Угличе есть прекрасный сыроваренный завод, заявили, что они устроят нам вечер-ужин.

Средство передвижения тоже можно изучать

Началось наше путешествие на теплоходе «Иван Кулибин» по маршруту «Москва – Углич». Мы попросили штурмана провести для наших ребят экскурсию по теплоходу. Он с удовольствием это сделал, показав все, включая рубку, машинное отделение, познакомил нас со всеми членами команды.
Уже на теплоходе некоторые особенно активные ребята, имевшие заранее подготовленный материал, представили нам его. Оля Никитина два раза рассказывала о викингах. Слушали ее с удовольствием не только наши ребята (те, кто хотел), но и многие пассажиры теплохода.

У каждого – свое дело

В первый же день были внесены уточнения в состав групп по интересам, выделились фотографы, картографы, появилась необычная должность экскурсовод-корреспондент. Вечером разбились на большие группы, определили маршруты предстоящей разведки местности. У каждой группы была карта, с ней на следующий день ходили по городу, отмечая места, показавшиеся самыми интересными.

Варианты освоения пространства

Одну группу путешественников интересовали городские соборы и вообще все, что связано с храмами. Они разговаривали со священниками, наблюдали праздничный крестный ход в день памяти царевича Димитрия, изучали храмовую архитектуру. Ребят, увлекающихся историей, более всего привлекала территория Кремля, место убиения царевича Димитрия, палаты удельных князей. Они долго бродили там, вспоминая произведения А.И.Толстого и А.С.Пушкина «Смерть Иоанна Грозного», «Борис Годунов», пытаясь соединить литературные и исторические факты.
Еще одна группа ребят пробовала себя в роли журналистов и социологов, разговаривая с местными жителями. Интервью брали у молодых, людей среднего возраста, пожилых. Приходилось не ограничиваться заранее придуманными вопросами, а приноравливаться к состоянию собеседника. Кто-то радостен, кто-то печален, кто-то абсолютно открыт и сам рассказывает о многом, а кто-то замкнут – к нему и подход особый.
На третий день нашего пребывания в Угличе мы познакомились с главным краеведом города и архивариусом. Тогда же выделилась группа ребят, которая в течение нескольких дней работала в городском архиве, собирая материал о строительстве Волго-Донского канала.
Один день мы провели в замечательном городе Мышкине. Карты города у ребят не было. Они двигались по улицам, составляя ее самостоятельно, отмечая наиболее интересные места: соборы, библиотеки, купеческие дома, столовую, где обедали, Музей мыши.
Каждый вечер происходила обработка собранного материала, по итогам которой возникали статьи и рисунки, вопросы и новые темы. А после этого самое интересное – составление личных проспектов о путешествии. Некоторые ребята могут уже сейчас быть экскурсоводами по темам: «Углич архитектурный», «Храмы территории Кремля», «Углич и его жители», «Пешеходные экскурсии по улицам города», «Углич исторический». Многие личные проспекты доведены до уровня настоящих информационных туристических буклетов, некоторые переводятся сейчас на иностранные языки.

Сухой остаток

Чему научились ребята во время этого образовательного путешествия?
Во-первых, работать в группе, распределять обязанности и отвечать за свой круг деятельности, уважительно относиться к чужому мнению, подстраховывать при необходимости других участников проекта. Во-вторых, намечать план работы, соизмерять силы, фиксировать личное и групповое продвижение к поставленной цели. И, что очень важно, теперь они умеют объяснять новому члену группы, чем занимались накануне и в чем будет состоять его работа.
После возвращения прошло представление проспектов образовательного путешествия. Ребята получили сертификат участников или активных организаторов. Во время рефлексии, устроенной после путешествия, ребята рассуждали не только о том, что они добавили к своему образованию в этой поездке, но и о возможных планах на будущее. Так, Алла Державина предложила продолжить работу по сбору интересных материалов о разных городах Поволжья, что вполне может послужить началом нового проекта-путешествия “Волга-Волга”.
Вот, собственно, и весь алгоритм действий, которым можно воспользоваться, продолжая бесконечное образовательное путешествие. Может сложиться так, что практически все участники экспедиции еще до ее начала представляют, чем будут заниматься, что им интересно, и сами станут наряду со взрослыми активными организаторами. Но многие придут на первый сбор, привлеченные интересной (пока на слух) темой путешествия, послушают и определятся, останутся или не останутся. Если останутся, выберут для себя работу, которая их заинтересует, или даже предложат что-то свое, новое, о чем первоначально организаторы и не думали.



Рейтинг@Mail.ru