Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Первые поселенцы деревни Крюково

В Палкинском районе Псковской области открылась социальная деревня для психохроников-инвалидов с детства – бывших воспитанников детских домов и интернатов, по возрасту вышедших за рамки прямой госопеки, но все еще не приспособленных к самостоятельной жизни. Инициатором создания поселения стал Центр объективной психологии осмысленного действия им. П.Я.Гальперина.

Каждый год псковские детские дома прощаются со своими выпускниками, из которых 15–20 совершенно одинокие, дезадаптированные и дезинтегрированные молодые люди с органическими и приобретенными психомоторными и множественными дефектами. Они пытаются разыскать родителей, чтобы жить с ними. Но эксперимент, как правило, кончается тем, что родители, едва сводящие концы с концами, отказывают своим неполноценным детям даже в крыше над головой. А когда по закону не могут лишить их жилья, то нещадно эксплуатируют, лишают пенсий, одежды, личных вещей и даже еды ради других членов семьи или из-за пристрастия к алкоголю. Выросшие измученные дети вынуждены вновь покидать “родительский кров”, теперь уже по собственной инициативе, и уходить в никуда, чаще всего на улицу.
Сохранная максимальная социоадаптированность позволяет большинству кое-как выживать и в одиночку – за счет попрошайничества или временных заработков. Но проблема в том, что тотальная самостоятельность провоцирует рост их дезадаптированности и приводит к традиционному букету психосоциопатологий: деградирующему бродяжничеству, алкоголизму, уголовным преступлениям, суициду.
По мнению психологов гальперинского центра, единственный выход – создание дополнительной системы социальной реадаптации и реабилитации в виде спецучреждений опытного типа (общин, поселений, коммун, соцдеревень). Подобные учреждения уже существовали раньше и в России, и за рубежом, и лучшие их образцы (школы Песталоцци, С.Френе, С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, А.С.Макаренко) неизменно добивались недосягаемых для массовой школы/семьи результатов.
Однажды к руководителю гальперинского центра Валерию Назину обратилась группа выпускников детского дома для детей-инвалидов, где когда-то он работал. Оказавшись за воротами привычного мира, ребята пристроились возле одной из церквей. Присматривали за скотом, работали на полях, убирали помещения. Но священник выгнал их.
Сначала Назин пытался пристроить ребят в какой-нибудь дом инвалидов, но, побывав там, понял, что эти молодые люди даже если бы там и выжили, то непременно деградировали. Поживешь в доме инвалидов – “дураком станешь”, оценивают общую атмосферу в этих учреждениях сами больные. Не смог Назин решиться на такой шаг и бросить своих бывших учеников, которых он в свое время вопреки всем установкам и клейму “необучаемый” научил писать, читать и обслуживать себя. Ведь они были достаточно развитыми, чтобы не стать иждивенцами. Но недостаточно готовыми к самостоятельной жизни в жестоком мире.
Появление целой группы таких людей подтолкнуло к реализации давно витающей в воздухе идеи – созданию учреждения социальной реадаптации и инновации, которое бы формировало у дезадаптантов способность к выживанию.
Областная администрация пошла навстречу психологам, благо того, чего они просили, было в достатке. Нужна была сельская глубинка с землей, скотом, лесом и водоемом в близком соседстве с агропромышленными предприятиями и городом. А еще заброшенные, бесхозные помещения сферы образования, соцзащиты, соцкультбыта или агропромкомплекса. Все это нашлось в Палкинском районе.
Общее административно-правовое курирование взяли на себя областной Комитет по социальной политике, управления образования, соцзащиты, сельского хозяйства и продовольствия и Комитет по культуре и туризму областной администрации.
Психолого-педагогическое и дефектологическое обеспечение осуществляет гальперинский центр, а кадровое – областная служба занятости, ПОИПКРО и педагогический институт.
Первые поселенцы приехали в деревню Крюково в начале нынешнего лета. Как сложится их жизнь? О ходе эксперимента мы обязательно расскажем.



Рейтинг@Mail.ru