Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Удивить, заинтересовать, разобраться!

Проблемное обучение – как Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но почти никто не видел. И вот сегодня мы наконец кое-что о нем узнаем из первых рук...

Конец мая. Еду в Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования посмотреть занятия Елены Леонидовны Мельниковой, кандидата психологических наук, доцента кафедры начального и дошкольного образования. Ожидаю увидеть утомленных, благостных в ожидании завтрашнего последнего звонка учителей – слушателей курса. А попадаю в небольшую, очень разновозрастную компанию, азарт, энергия и темп работы которой больше пристали бы бейсбольному матчу. “Мяч” вопросов и ответов так и летает между преподавателем и учителями.
Я попала в середину третьего дня занятий, за оставшийся час получила огромное количество информации о технологии проблемного обучения и во время перерыва попросила Елену Леонидовну рассказать, чем же, собственно, проблемное обучение отличается от традиционного и как она строит свой курс, как добивается такого интереса и активности от слушателей.

– Вы слышали о Лохнесском чудовище? А видели его живьем? Проблемное обучение похоже на Лохнесское чудовище: все о нем слышали, но кто его видел?
В этой нехитрой шутке, которой я начинаю свой курс о проблемном обучении, есть изрядная доля истины. В самом деле: словосочетание “проблемное обучение” на слуху уже лет тридцать, но лишь немногие отчетливо представляют себе, что именно за ним кроется.
Чтобы разобраться, позвольте сначала пригласить вас… на урок. Точнее, на два урока по новой для детей теме “Скобки”.
Предложение для самых активных ваших читателей!
В первом уроке закройте часть текста, где написано “ученики”. Прочитав реплику учителя, попробуйте ответить за детей. Урок получится почти как живой!

Урок первый

Учитель делает на доске запись:
2 + 5 х 3 = 17
2 + 5 х 3 = 21
– Вижу, вы удивлены. Почему?
– Но если отличаются правые части, то...
– Над каким вопросом подумаем?
– Ну и чем же отличаются левые части? Есть идеи?
– Какой порядок действий в первом примере?
– А во втором?
– В каком примере мы действовали по правилам?
– А во втором мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сначала сложение?
– Молодцы! Есть такой знак! (дописывает скобки во второй пример).
Он называется “скобки”. Так что же обозначают скобки?
– Вот это правило про скобки дома выучите наизусть, а кто хочет, пусть напишет стишок про скобки.
Ученики:

– Примеры одинаковые, а ответы разные!
– Отличаются и левые.

– Чем отличаются левые части?

– Левые части отличаются порядком действий.

– Сначала умножение, а потом сложение.

– Сложение, а потом умножение.

– В первом!

– Что-то в пример надо дописать. Нужен какой-то знак.

– Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь.

Урок второй

Учитель:
– Дети! У нас сегодня новая тема. Она называется “Скобки”. Вот это скобки (показывает). Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь. Посмотрите на пример (2 + 5) х 3. Сначала надо выполнить сложение, потому что оно в скобках, а потом умножение. Все поняли? Дома правило про скобки выучите наизусть.
Вы уже наверняка догадались, что оба урока придуманы. Просто сейчас нам нужны примеры гротескные, утрированные, чтобы, как призывает реклама, почувствовать разницу.
Итак, первый из уроков – проблемный, второй – традиционный. Нетрудно заметить, что, имея одну и ту же образовательную цель (знание термина “скобки”), они шли к ней разными путями. На традиционном уроке ребята слушали учителя, следили за его мыслью, запоминали готовое определение. Такая учебная деятельность – “пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной.
На проблемном уроке школьники сначала сформулировали вопрос: “Чем отличаются левые части примеров?” Затем искали на него ответ и открыли суть понятия “скобки”, так что учителю осталось лишь подсказать термин и принятый символ. Потом, сочиняя стишок, каждый ученик имел возможность по-своему выразить полученное на уроке знание. Такая учебная деятельность называется творческой.

Таким образом, традиционный урок обеспечивает репродуктивное, а проблемный – творческое усвоение знаний, – уточняю я. Но какой же из них эффективнее? Один из главных результатов урока – качество знаний.
– Даже далекому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают не то, что получили готовым и зазубрили, а то, что открыли сами и по-своему выразили. Следовательно, проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный. Это подтверждает и мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить, можно только научиться.
Однако хорошие знания школьников вовсе не единственное, к чему стремится учитель. Надо ведь еще и развивать, и воспитывать. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее развивают мышление и речь? На каком работают творчески и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер? Разумеется, на проблемном уроке.
Таким образом, в сравнении с традиционным проблемный урок дает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Однако не расплачиваются ли школьники за эти достижения здоровьем? Не увеличивается ли нагрузка по сравнению с традиционной системой обучения?
– Судите сами. Традиционный урок, как это ни прискорбно, не борется за детский интерес к учебному материалу. А когда интереса нет, ученик либо отключается вообще, либо вынужден прилагать значительные волевые усилия, чтобы заставить себя внимать речи учителя. Отсюда быстрое утомление, нервные перегрузки. Так что сто раз был прав острослов, утверждавший, что девиз традиционного обучения: “Знания – силой”. Проблемный урок, напротив, накрывает волной интереса к новому материалу весь (или почти весь) класс. Для ребят это действительно “учение с увлечением”, значительно снижающее нервные нагрузки.
Подведем итоги. В отличие от традиционного проблемный урок характеризует творческая (а не репродуктивная) деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. Поэтому и признанные системы развивающего обучения (Занкова, Эльконина–Давыдова), и новые образовательные программы (например, “Школа-2100) требуют от учителя реализации именно проблемной методики преподавания, при которой ученики не получают новое знание в готовом виде, а открывают его сами.

Как освоить метод проблемного обучения?
– Проблемное обучение можно освоить двумя путями. Первый – стихийно-интуитивный. Он долгий и трудный. Но именно этим путем идет сейчас добрая половина учительства, в сомнениях и раздумьях постигая проблемную методику в течение всей профессиональной жизни. Второй путь – специальная подготовка. В частности, мой авторский курс разработан как раз для того, чтобы целенаправленно и в разумные сроки освоить проблемное обучение.
Официально-научное название курса “Проблемное обучение: теория, технология, применение” перечисляет три содержательных блока, которые предстоит осилить в ходе занятий.
Начинается все, разумеется, с теории – вопросов, которые в общих чертах мы разобрали выше: что такое проблемное обучение, зачем оно нужно, где его место в учебном процессе.

Но педагоги еще со студенческой скамьи замучены встречами с теоретической педагогикой и психологией!
– Дело в том, что в этом курсе теория не простая, а золотая, ибо имеет двойной смысл. С одной стороны, это печка, от которой танцуют. С другой – теоретический блок построен как самый настоящий проблемный урок, правда, не по русскому языку или химии, а по психологии. Это значит, что каждый участник имеет возможность увидеть проблемное обучение в действии и лично оценить его эффективность.
В результате получается, что еще до знакомства с технологией слушатели убеждаются в необходимости ее применения как через научные доказательства, так и через собственный опыт.
Разберемся, что именно делал учитель на нашем проблемном уроке. Сначала он создал проблемную ситуацию, применив самый простой из пяти возможных – прием одновременного предъявления двух противоречивых фактов (одинаковых примеров с разными ответами). Затем специальными репликами (почему вы удивились, какой вопрос возникает?) он побуждал учеников сформулировать проблему. Далее организовал поиск решения, шаг за шагом подводя к открытию понятия “скобки”. И, наконец, предложил задание на самостоятельное выражение нового знания (написать стихотворение).
Думаю, уже ясно, что технология проблемного обучения – это конкретные приемы, методы, задания, которыми учитель обеспечивает творческую деятельность школьников здесь и сейчас, прямо в классе, на уроке изучения нового материала.

Ограничена ли сфера применения этой технологии отдельными учебными предметами или возрастными рамками?
– Эти методические разработки применимы на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Поэтому в курсе технология раскрывается на самых разных примерах: русский язык и английский, чтение и литература, математика и алгебра, природоведение, история, география, физика… Впрочем, темы всех без исключения уроков-иллюстраций просты для понимания, чтобы любой участник занятий, даже подзабывший тонкости школьной программы, мог следить за тем, как урок “сделан”.

Однако технология проблемного обучения в чистом виде – одно дело. И совсем другое – как все эти методы и задания монтируются в реальном уроке.
– Поэтому последний блок курса специально посвящен вопросам применения технологических знаний. А пригодиться они могут в двух разных ситуациях: для анализа чужих и подготовки своих уроков, изучения нового материала. В этой связи слушателям предлагаются два алгоритма действий.
Алгоритм анализа позволяет отличить проблемный урок от традиционного, вскрыть методические недочеты, наметить конкретные пути усиления проблемности. Для его освоения на занятиях используются как письменные тексты уроков, так и видеозаписи. Алгоритм подготовки помогает с небольшими затратами времени и без особых творческих мук разработать проблемный урок, и эта возможность слушателям тоже предоставляется. Другими словами, последний блок курса призван превратить знания о технологии в реальные педагогические умения.
Кроме того, здесь же озвучиваются нюансы проблемного введения материала: использование групповых форм обучения, работа с доской, типичные ошибки новичков… А под занавес каждый участник с помощью специальных тестов и анкет может проверить, как усвоено основное содержание, проанализировать собственную методику и наметить точки профессионального роста.

Как же можно всего за несколько дней передать учителям такую технологию? Это же огромный объем информации!
– Начнем с того, что на занятиях слушатели не занимаются чистописанием. Это возможно по двум причинам. Во-первых, главные мысли остаются на доске в виде опорных сигналов, фиксировать которые несоизмеримо легче, чем вести подробный, слово в слово, конспект. Во-вторых, все необходимые практические материалы (технологии и алгоритмы) оформлены в таблицы и собраны в брошюру, предоставляемую в личное пользование каждому участнику. Эти приятные мелочи освобождают время для настоящей работы и делают занятия очень плотными.
Еще одна особенность курса – его стиль, жанр, манера, уж и не знаю, как точнее выразиться. Дело в том, что мне страшно близка мысль, которую высказал однажды датский физик Нильс Бор: “Есть вещи настолько сложные, что о них можно говорить лишь шутя”. Поэтому вопреки устоявшейся в нашем педагогическом образовании традиции вполне серьезные по содержанию занятия проводятся, насколько возможно, несерьезно: популярным языком, с увлекательными примерами, литературными вставками, неожиданными сравнениями, афоризмами, шутками… Так что слушатели определенно получают удовольствие от самого процесса занятий, а не только от конечного результата.

Кому чаще всего бывает интересен этот курс?
– В первую очередь курс адресован учителю. Каждому учителю независимо от того, какой предмет и в каком классе он преподает. Вообще-то в жизни так не бывает, чтобы один рецепт годился для всех. Но технология проблемного обучения действительно универсальна: открывать знания можно на любом предмете и на всех школьных ступенях. Поэтому курс адресован учителям от первых до выпускных классов, причем и физикам, и лирикам в равной степени.
Курс может быть интересен преподавателям педагогических училищ и вузов, которые хорошо понимают, что лучше научить сразу, чем переучивать потом.

Влияет ли состав слушателей, их профессиональный уровень на ход занятий?
– Курс проводится в двух вариантах. Первый, более адресный – для однородной, но сборной аудитории. В этом случае под конкретную группу подстраиваются и примеры уроков, и основное содержание. Скажем, для учителей начальных (или старших) классов заостряются особенности проблемного урока на этой школьной ступени. Для завучей-методистов усиливается раздел анализа уроков. На занятиях с педагогами, работающими по образовательной программе “Школа-2100”, особое внимание уделяется анализу учебников.
Второй вариант курса – для отдельного педагогического коллектива. Понятно, что в этом случае нет возможности углубляться в возрастную или предметную специфику проблемного урока. Зато здесь, как правило, достигается коллективообразующий эффект: идеология проблемного обучения объединяет педагогов школы, в частности улучшает взаимопонимание учителей начального и среднего звеньев. Такой вариант занятий полезен и для педагогических коллективов, с легкостью подхватывающих инновации, и для коллективов в фазе становления, не нашедших пока своего лица и неповторимого почерка.

А что вы называете для себя хорошим результатом проделанной работы?
Результаты учебного курса такие же разные, как и его участники. Молодые учителя приходят к выводу, что значительно лучше учить проблемно, и по окончании занятий начинают активно применять и осваивать эту технологию. Опытные педагоги, уже владеющие проблемной методикой, на занятиях глубже осознают то, что делается ими интуитивно. Поэтому после курса они могут не только дошлифовывать технологические детали, но и передавать личный опыт проблемного обучения в форме публикаций, семинаров, открытых уроков.
Курс помогает начинающим быстрее набрать профессиональную высоту, а мастеров продвигает к осмыслению и трансляции опыта. И для меня самая большая награда, когда пару лет спустя я слышу учительское признание: “Теперь и не представляю, как можно было работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!”

Беседовала
Елена КУЦЕНКО

О технологии проблемного обучения можно прочитать:

Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа: плюс-минус. 1999, № 5, 6, 7, 8 (текст написан человеческим языком с простыми примерами и рекомендуется всем желающим).
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа-2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М.: Баласс, 1999. С. 85–93 (статья научная, на большого любителя).

Для заинтересовавшихся курсом!

Бюджетные (читай – бесплатные) занятия проводятся в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Разумеется, можно провести курс и на выезде, в вашем городе. По всем организационным вопросам обращаться на кафедру начального и дошкольного образования Академии ПКИПРО.

Адрес: Москва, Головинское шоссе, д. 8/2, ком. 305.
Контактный телефон (095) 452-49-00,
добавочный – 229.



Рейтинг@Mail.ru