Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Сергей СМИРНОВ,
профессор факультета психологии МГУ

Ответь, зачем ты идешь на урок –

и я скажу, откуда ты

Качество школьного обучения в России все еще остается более высоким, чем в США и Великобритании. Это предположение подтвердилось в исследовании, проведенном в учебных заведениях США (штат Кентукки), Англии (Сандерленд) и России (Санкт-Петербург).
Участие США и Англии в этом научном проекте не случайно. Предыдущие сравнительные исследования дали ученым двух стран богатую пищу для размышлений. Выяснилось, например, что лишь один американский школьник попал в список 100 лучших учеников из общего списка начальных школ США, Японии, Китая и Тайваня. Школьники Восточной Европы и Юго-Восточной Азии постоянно показывают лучшие результаты, чем ученики США и Великобритании, в естественных науках и математике. Это общепризнанный факт. Естественно, в этой ситуации американских и английских педагогов заботит один вопрос: почему?
Ученые Джулиан Эллиот (США), Нейл Хюфтон и Энтони Хилдрет (Великобритания), Леонид Илюшин (Россия) решили прояснить, как социокультурные факторы влияют на мотивацию учебной деятельности и академические успехи 14–15-летних школьников.
Семинар с презентацией этого исследования прошел на факультете психологии МГУ. Как оказалось, английские и американские школьники в гораздо большей степени удовлетворены своими академическими успехами, даже если их учебные результаты объективно ниже (разница больше чем в два раза). Российские ученики более критичны в оценках собственных достижений. Зато наши ребята выше оценивают свои потенциальные возможности.
Неожиданностью для исследователей стало различие во взглядах российских и западных школьников на причины успешности обучения. Ученики американских и английских школ связывают свои достижения в первую очередь со степенью собственных усилий, с тем, насколько усердно они работают в классе и дома. Российские же ученики главным фактором успеха считают наличие способностей (хороший ум). Они реже ссылаются на везение и в большей мере ощущают зависимость успешной учебы от хорошего отношения учителя.
Наши школьники гораздо меньше, чем западные, обвиняют своих одноклассников в плохом поведении на уроках, которое мешало бы успешно усваивать материал.
Большинство российских детей учатся ради поступления в вуз. Американские тинейджеры главной целью обучения считают получение работы.
Интересно, что западные, и особенно американские, школьники существенно завышают оценку своих школьных успехов учителями. То есть в реальности учителя оценивают их ниже, чем они думают. Что и неудивительно: американские учителя, как правило, акцентируют внимание ребят на том, что им удается сделать, и стараются сгладить неудачи. Российские преподаватели и родители более критично относятся к достижениям детей. А российские школьники к тому же склонны занижать оценки взрослых.
При этом 65 процентов американских учеников считают, что на уроках они работают так напряженно, как только могут. Среди российских детей такого мнения придерживаются 45 процентов.
Авторы исследования пришли к выводу, что разница в достижениях школьников разных стран обусловлена отнюдь не генами и уровнем интеллекта. Самые важные отличия содержатся в мотивации: целях учебы (ради поступления в вуз или получения работы), степени объективности учителя в оценке результатов, значимости высоких жизненных достижений в конкретной культуре... В конечном счете более высокий учебный результат обусловлен иной иерархией ценностей семьи и общества, к которому принадлежит ребенок.



Рейтинг@Mail.ru