Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

Cистема кадетских школ
может стать основой профессиональной армии

Но тогда зачем в обычных школах нужна военная подготовка?

В Государственной Думе состоялся “круглый стол” на тему “Суворовские и нахимовские училища, кадетские корпуса: проблемы и перспективы”. Инициаторами его проведения выступили Комитет по обороне и Комитет по образованию и науке.

Факт стремительного увеличения числа военных классов и школ, находящихся как в ведении Министерства обороны, так и Министерства образования, выглядит, с одной стороны, как попытка изменить существующую систему воспитания мальчиков и с другой – как альтернативное решение вопроса о подготовке кадров для военной службы в противовес стремлению ввести всеобщую военную подготовку в общеобразовательных школах.
В настоящее время в России действуют три разные системы военного обучения. В подчинении Министерства обороны находится восемь суворовских училищ, шесть кадетских корпусов, а также Московское военно-музыкальное и Нахимовское военно-морское училища. Все они имеют статус общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой и обучают в год 8100 подростков. Кроме них, в системе Министерства образования работает 30 кадетских школ и школ-интернатов. В дополнение к этому некоторые российские общеобразовательные школы либо уже создали классы с военной, “кадетской”, подготовкой, либо находятся в процессе их организации. Желающих учиться в кадетских классах, не говоря уже об училищах, всегда гораздо больше, чем имеющихся учебных мест. Однако училища Министерства обороны не пансионаты и не учреждения для трудных подростков, и поступают туда в основном дети из военных династий. В этом году из 8100 обучающихся – 5000 детей военных, 675 – дети-сироты, 250 – дети офицеров, воюющих в Чечне.
С кадетскими классами, работающими по собственным программам и не связанными с Министерством обороны, все обстоит гораздо проще, но качество образования в них очень разное. Некоторые кадетские школы и классы, по мнению представителей Министерства обороны, вообще не имеют права называться кадетскими, так как реализуют образовательные программы и методики, скорее рассчитанные на потребности местных самодеятельных военизированных организаций, чем на серьезную профессиональную подготовку будущих офицеров. Организация же настоящего военного училища в традициях русского офицерства требует выполнения ряда строгих условий, таких, как высокопрофессиональный преподавательский и офицерский состав, особая атмосфера быта и обучения воспитанников. Материальные затраты также велики: сегодня обучение и содержание одного суворовца стоит около 70000 рублей в год.
Помимо этого в кадетских школах Министерства образования возникают проблемы с перегрузкой (в связи с введением дополнительных программ), образование в них часто принимает религиозный характер, что вызывает беспокойство чиновников местных управлений образования. Что же касается обучения в кадетских корпусах Министерства обороны, только 20% учебного времени отводится здесь на военную подготовку, при этом большую роль играет атмосфера училищ, проведение военных игр.
Форма, дисциплина, жизнь в казармах и даже религиозный характер воспитания – результат собственного выбора подростков, поступающих в военные школы. И все-таки систему военного обучения, по мнению участников “круглого стола”, необходимо упорядочить, разработав документы, определяющие статус обучающегося, чтобы защитить детей от вольной трактовки военно-патриотического воспитания в школах Министерства образования.
Итак, число военных классов и школ в России растет. Родители многих мальчиков видят в этом перспективу развития, карьеры, спасение от преступности и наркомании. Однако и сами мальчики стремятся поступить в престижные кадетские школы и стать офицерами. Оказывается, в Министерстве обороны прекрасно знают, как заинтересовать подростков военным делом и как вырастить настоящих военных. Как знают и то, что результаты непрофессионального обучения военному делу – плачевны. Зачем же тогда военное образование в невоенных, обычных школах? Ах да, нам все еще нужны солдаты.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru