Главное на уроке – возможность разобраться во
всем самому
– А не математиков вы пускаете? – робко
спросила учительница, входя в класс к пермскому
педагогу Юрию Макарову. В маленькой комнате
собрались физики, химики, словесники. Всем
интересно было знать, как можно организовать в
школе настоящую самостоятельную работу детей.
Вроде бы закончилось время всеобщего
однообразия – в каждом городе есть лицеи и
гимназии, классы с углубленным изучением
предметов, вариативные программы. Но по-прежнему
интерес к учебе пропадает ко второму-третьему
классу, по-прежнему выпускники школ – люди с
испорченным здоровьем.
Это потому, говорит Юрий Афанасьевич, что основа
осталась прежней – классно-урочная система. А
это означает, что, по сути, не изменилось ничего.
Для того чтобы человек хотел учиться и умел это
делать, нужна другая образовательная система,
основанная на другой философии и дидактике.
Ее опора – в потребности каждого ребенка уметь
делать все самому.
– Дети хотят преодолевать трудности, хотят
развиваться. А мы стараемся поскорее понятно
растолковать тему и пойти дальше, – говорил Юрий
Афанасьевич. – И когда вдруг к концу школьного
обучения мы решаем, что старшеклассники должны
заниматься самостоятельно, искренне удивляемся,
почему они этого не могут и не хотят. А они-то
правы – зачем думать самому, если столько лет за
них это делали другие?
В самом деле, на обычных уроках учитель, даже
полный самых теплых чувств к детям, все равно –
главное действующее лицо. Он решает, когда и
какую тему изучать, кого и когда спросить,
независимо от того, готов ребенок отвечать или
нет, настроен он сегодня работать или, может быть,
не спал ночью.
“Вы только поймите меня правильно, – горячился
Юрий Афанасьевич. – Я не против объяснений
непонятных вещей. Но почему мы все время боимся
дать ребенку шанс разобраться самому? Пусть
попробует, а если не получится, тогда и будут для
него персональные консультации”. Учитель,
думающий так, из лектора и контролера
превращается в помощника-тьютора. Он ищет
учебные книги и компьютерные программы, с
которыми дети могли бы заниматься
самостоятельно, без посредничества взрослого. А
если таких материалов нет, приходится заниматься
их разработкой.
При такой организации процесса один ребенок
будет успевать делать пять заданий за час, другой
– десять, а третий – только одно. У каждого
появится возможность двигаться в собственном
темпе. Одновременно с учебными пособиями ученик
получает и контрольные карточки с заданиями,
которые позволяют ему самому видеть, как он
продвигается, и отвечать на вопросы по теме
тогда, когда он чувствует, что на самом деле
готов, а не тогда, когда хочет учитель. Он учится
рассчитывать свои силы, чтобы выполнить
запланированный объем работы к сроку, который
сам определил для контрольной работы.
Но это не значит, что ребенок остается один на
один с материалом, а взрослый лишь иногда дает
советы. Учитель отмечает каждое его достижение,
даже самое маленькое. И у детей появляется
желание делать больше и больше.
«Да разве возможно индивидуальное обучение в
массовой школе?» – спрашивали слушатели.
Конечно, говорил Юрий Афанасьевич. Но не сразу, а
постепенно, в несколько этапов, чтобы учиться
по-новому умели и дети, и взрослые. Почти на
каждом уроке в начальной школе есть задания для
приобретения навыков самостоятельной работы. В
средних классах ученики работают самостоятельно
уже не над отдельными задачками, а над темой,
выполняя разный объем работы разного уровня
трудности в зависимости от сил и интереса. Каждый
уровень оценивается соответствующим образом.
Выполнение только репродуктивных заданий – это
тройка, освоение на уровне стандарта – четверка,
а выполнение творческой работы – всегда пятерка.
И ученик заранее решает, как ему стоит работать,
если он хочет достичь определенного результата.
А на третьем этапе, в старших классах, нет
никакого единого календарно-тематического
планирования, разработанного учителем, каждый
ученик строит свой план работы на месяц и на год.
И у наиболее продвинутых ребят появляется
возможность перейти из класса в класс посреди
года, если к этому моменту освоена вся программа
и успешно сданы экзамены.
Учиться – значит учить себя. Это может сделать
только сам человек, и никто другой за него.
Похоже, это уже поняли педагоги Иркутска,
Подольска, Серпухова и многих других городов
России, где пытаются дать детям возможность
учиться самостоятельно.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы
найдете время высказать свое мнение о данной
статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|