Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Главное на уроке – возможность разобраться во всем самому

– А не математиков вы пускаете? – робко спросила учительница, входя в класс к пермскому педагогу Юрию Макарову. В маленькой комнате собрались физики, химики, словесники. Всем интересно было знать, как можно организовать в школе настоящую самостоятельную работу детей.
Вроде бы закончилось время всеобщего однообразия – в каждом городе есть лицеи и гимназии, классы с углубленным изучением предметов, вариативные программы. Но по-прежнему интерес к учебе пропадает ко второму-третьему классу, по-прежнему выпускники школ – люди с испорченным здоровьем.
Это потому, говорит Юрий Афанасьевич, что основа осталась прежней – классно-урочная система. А это означает, что, по сути, не изменилось ничего. Для того чтобы человек хотел учиться и умел это делать, нужна другая образовательная система, основанная на другой философии и дидактике.
Ее опора – в потребности каждого ребенка уметь делать все самому.
– Дети хотят преодолевать трудности, хотят развиваться. А мы стараемся поскорее понятно растолковать тему и пойти дальше, – говорил Юрий Афанасьевич. – И когда вдруг к концу школьного обучения мы решаем, что старшеклассники должны заниматься самостоятельно, искренне удивляемся, почему они этого не могут и не хотят. А они-то правы – зачем думать самому, если столько лет за них это делали другие?
В самом деле, на обычных уроках учитель, даже полный самых теплых чувств к детям, все равно – главное действующее лицо. Он решает, когда и какую тему изучать, кого и когда спросить, независимо от того, готов ребенок отвечать или нет, настроен он сегодня работать или, может быть, не спал ночью.
“Вы только поймите меня правильно, – горячился Юрий Афанасьевич. – Я не против объяснений непонятных вещей. Но почему мы все время боимся дать ребенку шанс разобраться самому? Пусть попробует, а если не получится, тогда и будут для него персональные консультации”. Учитель, думающий так, из лектора и контролера превращается в помощника-тьютора. Он ищет учебные книги и компьютерные программы, с которыми дети могли бы заниматься самостоятельно, без посредничества взрослого. А если таких материалов нет, приходится заниматься их разработкой.
При такой организации процесса один ребенок будет успевать делать пять заданий за час, другой – десять, а третий – только одно. У каждого появится возможность двигаться в собственном темпе. Одновременно с учебными пособиями ученик получает и контрольные карточки с заданиями, которые позволяют ему самому видеть, как он продвигается, и отвечать на вопросы по теме тогда, когда он чувствует, что на самом деле готов, а не тогда, когда хочет учитель. Он учится рассчитывать свои силы, чтобы выполнить запланированный объем работы к сроку, который сам определил для контрольной работы.
Но это не значит, что ребенок остается один на один с материалом, а взрослый лишь иногда дает советы. Учитель отмечает каждое его достижение, даже самое маленькое. И у детей появляется желание делать больше и больше.
«Да разве возможно индивидуальное обучение в массовой школе?» – спрашивали слушатели. Конечно, говорил Юрий Афанасьевич. Но не сразу, а постепенно, в несколько этапов, чтобы учиться по-новому умели и дети, и взрослые. Почти на каждом уроке в начальной школе есть задания для приобретения навыков самостоятельной работы. В средних классах ученики работают самостоятельно уже не над отдельными задачками, а над темой, выполняя разный объем работы разного уровня трудности в зависимости от сил и интереса. Каждый уровень оценивается соответствующим образом. Выполнение только репродуктивных заданий – это тройка, освоение на уровне стандарта – четверка, а выполнение творческой работы – всегда пятерка. И ученик заранее решает, как ему стоит работать, если он хочет достичь определенного результата. А на третьем этапе, в старших классах, нет никакого единого календарно-тематического планирования, разработанного учителем, каждый ученик строит свой план работы на месяц и на год. И у наиболее продвинутых ребят появляется возможность перейти из класса в класс посреди года, если к этому моменту освоена вся программа и успешно сданы экзамены.
Учиться – значит учить себя. Это может сделать только сам человек, и никто другой за него. Похоже, это уже поняли педагоги Иркутска, Подольска, Серпухова и многих других городов России, где пытаются дать детям возможность учиться самостоятельно.

Елена Литвяк

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru