Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Литература – это всегда вопрос к тебе

Свое выступление Инна Яковлевна Кленицкая начала с высказывания Сергея Образцова: в литературе надо искать не литературу, а жизнь.
Вот чего не понимают многие литературоведы и методисты.
Возьмем, например, роман “Евгений Онегин”. О чем он?
Конечно, можно сказать, что это великий роман, который отразил все стороны русской действительности. Что может быть скучнее?
А вот если вы в жизни или в хорошей книге встречаете человека, который несчастен? И вроде никакой трагедии у него не произошло, а несчастен и все. И тогда вы вдруг задумываетесь: почему так? Ведь верно?
Давно известно: существуют духовные законы мироздания. Они отражены в великих религиях, в философских системах и книгах выдающихся писателей. И тем не менее многие считают, что в частной жизни все – дело слепого случая. Конечно, так легче: ты ни в чем не виноват, твоя жизнь не сложилась, потому что от тебя ничего не зависит. И многие подростки именно так и думают. Но как же повезло детям, у которых есть учитель, обладающий душевной чуткостью, умеющий распознавать в книге значимые жизненные события и вместе с учениками находить их взаимосвязь. Что из чего вытекает: какие поступки ведут к страданиям, а какие если и не приносят счастья, то по крайней мере позволяют жить в согласии с собой и близкими людьми?
Но вернемся к Евгению Онегину. Ведь это роман, подчеркивает Инна Яковлевна, о неизбежности одиночества эгоиста. Об этом, конечно, говорят на уроках, но, как правило, вспоминают лишь дуэль с Ленским.
А трагедия начинается гораздо раньше, с эпизода, когда Онегин так бездумно принимает приглашение родителей Татьяны на именины.
А теперь у Кленицкой вопрос к сидящим в зале мальчикам: “Представьте себя в ситуации: вы объяснились с девочкой, отчаянно влюбленой в вас, что не можете отвечать на ее чувства и что никаких сомнений в этом у вас нет. Но ничего не подозревающие ее родители приглашают вас на праздник. Вы поедете?”
И тут наступает, по выражению Инны Яковлевны, такое хорошее молчание-раздумье.
Задача ведь совсем не в том, чтобы ученики согласились с выводами учителя. Главное, чтобы они задумались над ситуацией литературного героя, соотнесли его позицию со своей, чтобы у них появился этот опыт раздумья над коллизиями жизни.
И все же без правильной методики, считает Инна Кленицкая, мало что получится. Но только что это значит – правильная методика? “Ни один методический прием, каким бы он ни был выгодным с формальной точки зрения, не должен применяться, если он гасит или ослабляет эмоциональное впечатление от прочитанного”. То есть применять надо только те методические приемы, которые помогают эмоциональному восприятию.
Один из самых главных – чтение вслух, выразительное, искреннее, задушевное.
Говоря об этом, Инна Яковлевна вспомнила историю молодой учительницы, которая начинала работать в самый разгар методических споров: нужна беседа на уроке или нет. И она мучилась оттого, что не могла понять, как же ей вести урок. Тогда коллега посоветовала пойти к старому словеснику. И вот дословно его совет: “Деточка, да не думай ты ни о чем. Читай им то, что сама любишь, и все само собой сложится”.
Беседа, подчеркивает Кленицкая, должна быть обязательно, но только не формальная.
Третий методический постулат: там, где это возможно, должна присутствовать вариативность. Скажем, в темах сочинений, в домашних заданиях.
Инна Кленицкая готова держать пари, что при соблюдение всех этих методических принципов и точности жизненной трактовки произведения урок получится у каждого.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru