Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Дети не готовятся жить. Они живут здесь и сейчас

Английский поэт XVIII века Александр Поп рекомендовал при устройстве парка во всем советоваться с гением местности. Сущность гения местности – великая тайна. Но незримое и тайное зачастую легко и свободно раскрывается навстречу распахнутым глазам ребенка.
Деревья молчат, но воображение позволяет нам представить самочувствие липы или елки, старательно обрубленных двуручной косой садовника в виде ромба или треугольника. Именно такую насильственную этику и эстетику, по мысли Милослава Александровича Балабана, разработавшего модель школы-парка, воплощает собой классно-урочная образовательная система – традиционная школа.
Концепцию школы-парка легко понять через очевидный символ: свободный рост дерева – свободный рост ребенка. Поэтому естественно, что Милослав Балабан прежде всего стремится устранить то, что искажает, стесняет рост, и вводит в свою концепцию восемь отрицаний. В школе-парке нет
1) отметок и 2) домашних заданий.
Но уже на третьем отрицании вспыхивает и каждым новым “нет” все ярче разгорается удивление: нет – 3) классов, 4) уроков, 5) учебных предметов, 6) тематических планов, воспитательной работы и, наконец, самое поразительное – 7) нет учеников и учителей.
А что же есть? Есть студии, где дети и взрослые, коллеги и сподвижники, учатся вместе и друг у друга.
Но не утопична ли модель школы-парка? Нет, совершенно реалистична, считают ее создатели. Дочь и соратница Милослава Александровича Ольга Милославовна Леонтьева вместе с командой единомышленников проводит в жизнь идеи школы-парка в одной из московских школ.
Является ли задачей педагога подготовить учеников к жизни? Казалось бы, ответ очевиден: разумеется, да. Но в таком ответе, да и в самом вопросе, молчаливо подразумевается жестокая и опасная вещь: будто дети не живут здесь и сейчас со всей полнотой переживаний и жаждой счастья, а только готовятся жить когда-то потом.

Концепция школы-парка вызвала горячую дискуссию. Когда Ольга Милославовна спросила участников, хотели бы они отдать своего ребенка в такую школу, разделение позиций выявилось очень четко: треть слушателей мечтали об этом, еще треть признавались, что высказанные идеи оказались слишком новы, неожиданны и вызывали разом притяжение и отталкивание, и, наконец, последняя треть оказались в резкой оппозиции. Возражения против школы-парка имели социально-философский характер: жизнь здесь и сейчас и жизнь вообще – вещь суровая, и “планета наша для веселья мало оборудована”, говоря словами поэта. Оазисы школьного счастья не утопия, а обман.
– Настаивая на необходимости жестокого опыта и на том, что жизнь сурова, мы вольно или невольно производим отбор в пользу худшего, – возражает Ольга Милославовна. – Не продуктивнее ли приложить усилия к тому, чтобы хоть немного оборудовать нашу планету для веселья?

Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru