Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Александр Калмановской

Следующий номер нашего урока...

Как пройти путь от учебника до импровизации

Учитель в игре: глаза сияют. Двигается так, что кажется, вокруг него – нет, не стены банального класса, а амфитеатр цирка, железнодорожный вокзал. Так трансформирует он пространство вокруг себя. Куда исчез многозначительный тон? Приказы? Поучения? Учитель играет!..
Мы решили познакомить вас с человеком, который с первых дней своей жизни в школе любил играть с детьми, – Александром Борисовичем Калмановским, заслуженным учителем России. Он работает, а точнее сказать – играет в московской школе № 1835.

Убежден, что способность к игре генетически заложена в человеке. В этом меня убеждают наблюдения за ребенком. На каждое воздействие он отвечает сменой выражения лица, поз (он не сидит на месте – начинает пританцовывать, в его движениях проглядывает ритм). Ребенок порождает формы, адекватные воспринимаемому, в доступных ему “материалах”. На первом этапе – это его тело, а далее – предметы окружающего мира – люди, слова, краски, глина. Игра выступает средством понимания, освоения, присвоения и строительства своего мира. Все эти действия не инициируются, не контролируются взрослыми и не осознаются ребенком. Какова при этом роль взрослого? Он может способствовать тому, что внимание ребенка будет привлечено к какому-то явлению жизни. Но далее, как хороший артист, должен удерживать паузу. Уместно не заставлять ребенка ждать запланированных часов музыки, рисования, пластики. Должно окружить его доступным материалом и позволить играть с ним, то есть дать время для попытки создать форму, которая позволяла бы закрепить в сознании увиденное, услышанное.
Здесь мне представляется возможным самому воспользоваться паузой для того, чтобы поговорить о том, что является необходимым условием для успешного развития способности играть. Ребенку особенно важно жить в окружении людей, которые любят играть и находят для игры время и место. Где дети и взрослые знакомы со многими играми и ребенок может наблюдать, как участники игр взаимодействуют, удерживают установленные правила. Ребенок живет там, где не только любят играть, но и любят смотреть, как играют другие. Где умеют поддерживать интерес к игре, развивая, видоизменяя ее формы, создавая новые.
Игра не просто калейдоскоп игровых актов, но прежде всего основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Своеобразие разума игрока позволяет различать: сущность и существование, действительность и возможность, необходимость и случайность.
Вернемся к детям, которым удалось достаточно много поиграть в первые годы жизни, в тот момент, когда им посчастливилось встретиться с хорошей книгой.
Мы читали книгу С.Я.Маршака “Цирк”. Она прекрасно иллюстрирована В.Лебедевым. После прочтения у детей появилось желание играть в цирк. Стулья, скамейки, банкетки ставятся по кругу – это наш манеж. Раздаются звуки музыки – и мы уже циркачи. Мы зазываем публику, смешим и развлекаем ее. Мы веселые, ловкие, смелые, сильные. Дети и взрослые импровизируют цирковое представление. В результате – удовольствие, совместные переживания, радость от общения.
После игры-импровизации появилось желание, а за ним и решение подготовить цирковое представление уже для всей начальной школы. Каждый ребенок пытается рассказать, каким он видит цирковое представление. Мы стремимся понять, что есть цирк, например, ищем ответы на вопрос: цирк и театр – это одно и то же или нет? В ходе рассказов, обсуждений, споров появляются слова номер, реприза, манеж, дрессировщик, акробат, клоун, фокусник. Начинаем придумывать номера, клоунады, репризы. Для этого возвращаемся к книге и серьезно работаем с текстом. Осознаем, что необходимо прочитать дополнительную литературу, отправиться в цирк, посмотреть фильм о циркачах. В классной библиотеке появляются книги и журналы на эту тему. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, так или иначе связанной с цирковой тематикой, разучивает с детьми песни, которые им понравились. На уроках физкультуры ребята старательно овладевают простейшими элементами акробатики, на дополнительных занятиях учатся ходить по узкому бревну, прыгать через веревочку. Через две-три недели выявляются предпочтения детей и их возможности. Наступает время для совместного обсуждения с детьми и утверждения цирковой программы в целом. На этом этапе появилась возможность поработать над эскизами костюмов и масок. Становится ясно, за что отвечает каждый ребенок и взрослый. Я бы сказал, закончен период самоопределения.
Со дня знакомства с книгой прошло полтора месяца серьезной многоплановой работы детей и взрослых, и у нас готова цирковая программа. Большая афиша воспроизводит увеличенную обложку книги. Иллюстрации из этой книги окружают цирковой манеж. Стихами Маршака зрители зазываются на представление, а далее в программе несколько номеров: акробатика, клоунада, танцы, дрессура диких зверей (в которых играют ребята).
От книги – к импровизационной игре. От нее – к серьезной, увлекательной, многогранной и продолжительной совместной деятельности взрослых и детей.

Обратимся к другому автору – Саше Черному – с его удивительным циклом детских стихов. Дети слушают с удовольствием стихи, когда их читает взрослый, но испытывают большую сложность при самостоятельном прочтении. Почему? Читать стихи Саши Черного – значит играть заданный образ, обыгрывать заданную ситуацию. Ребенку это трудно, и мы должны ему помочь. Те же стулья, которые раньше были составной частью арены, мы превращаем в поезд, даем звонок, устраиваем около “поезда” вокзальную толкучку, прощальные объятия, слезы, машем руками, платками. Мы “отъезжаем” от придуманного нами вокзала, и начинается удивительное путешествие по поэтическому миру Саши Черного.

Третий звонок. Дон-дон-дон!
Пассажиры, кошки и куклы, в вагон!
До свидания, пишите!
Машите платками, машите!
Машинист, свисти!

Паровоз, пыхти:
Чах-тах!
Поехали-поехали,
Чах-тах-тах.

Этим примером я как бы противоречу себе. Если до этого я говорил, что игра следует вслед за восприятием, то в данном случае игра предшествует ему.
Но факт есть факт. Иногда для того, чтобы увидеть, услышать, почувствовать, необходимо совершить работу с самим собой, и только тогда глаз увидит, ухо услышит. В рассматриваемом случае нам было необходимо войти в игровое состояние.
Любая деятельность, включенная в рамки игры, становится частью ее. Ребенок действует напряженно, на пределе своих возможностей. Это напряжение сил, столкновение с трудностями и их преодоление доставляют ребенку эмоциональное наслаждение, радость. Если мы играем ради того, чтобы достичь какой-то иной цели, если мы играем ради закалки тела, изучения языка, математики, тогда мы упускаем из виду собственное значение игры, теряем игру. На этом весьма проблематичном высказывании я хотел бы закончить. Что есть игра? Как на этот вопрос ответит ребенок? Что скажет взрослый?
И тут я не ошибусь, если скажу, что от ответов на эти вопросы будет зависеть развитие ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru