Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Третья тетрадь. Детный мир

Синдром солистки

Светлана ПОПОВА

И было бы полбеды, что все люди разные. Но и один человек тоже разный. Пишущая эти строки дома одна, в гостях другая, на работе третья, в министерстве четвертая. Так и ребенок, если посмотреть на его поведение в непривычной обстановке, может показаться вам неузнаваемым.

 

В заблуждениях своих я строила образ дочери, наблюдая ее в контакте с собой. Такая, мол, она и есть: послушная, внимательно слушающая, покладистая. Счастливый характер. Только иногда удивлялась, что ребенок возвращается от бабушки какой-то шалый. Но на родню не бухтела, поскольку скоро все приходило к общему знаменателю. Но тогда бабушка сделала мне замечание:
– Что ты дома с ребенком делаешь? Она приезжает ко мне сама не своя. Должно пройти не меньше часа, чтоб ребенок нормализовался!
Я сразу и не поняла, в чем дело. Углядела в словах попытку уязвления. Теперь-то я знаю, что ребенку незначительного возраста надо время, чтобы переключиться от одного «обстоятельного» лица на другое. При подрастании это уже происходит мгновенно.
Не понимала я также, почему общительная, незлая Элис не может найти общий язык с девчонками в классе. Ее, мягко выражаясь, недолюбливают. А точнее, терпеть не могут.

И вот случилось мне поехать воспитателем вместе с детским коллективом, где была и Элис. Надо было успеть всех не потерять, по макушкам пересчитать, отследить, определить, усмирить. Свой ребенок нивелировался. Враз почувствовала себя многодетной мамой, и было мне комфортно и радостно.
Элис тоже восприняла меня в качестве постороннего воспитателя и вела себя так, как обычно в школе.
Глянув отстраненным глазом, я впала в ужас.
Выяснилось, что мой ребенок громкий, навязчивый, приставучий, непрерывно выступающий. Каждой бочке затычка. Ко всем лезет. Всех учит. Всем тычет. Через какое-то время дети стали ее избегать.
Воображение нарисовало картинку школьной жизни. И мне стало жаль учителей.
Я поняла, что имел в виду мой знакомый, жалуясь, что у детей «железное ведро на голове». Это когда они вот так мечутся, как угорелые кошки, перевозбужденные, перекрикивающие друг друга. Не видя, не осознавая не только окружающих, но и самих себя. Слабо реагируя на замечания извне.
Скажу честно, расстроилась я очень. Выплыла оборотная сторона наших бесед, когда любое слово Элис было исключительно важно для меня. Так у нее и отложилось: чтобы она ни ляпнула, ее выслушают, все дела побросают, все внимание только на нее. Прямо «равнение на знамя». Изначально привыкшая, что мать ее любит, она настойчиво требовала того же от посторонних людей, детей. Все поведение показывало: «Я – центр Вселенной, как же вы не видите!»
В задатках лидера, конечно, нет ничего плохого. Если к этому прикладывается умение увлечь и повести за собой. В правильную сторону. Когда же ребенок любыми способами старается задержать на себе внимание, это кошмар.

Возможно, тут сказался и «синдром солистки». Несколько лет подряд девочка в оперном детском театре пела ведущие партии. Причем она даже не прикладывала особенных усилий, за нее все делала природа.
Я вспомнила, как говорил наш педагог по эстрадному вокалу:
– Как только я вижу у солистки «звездную болезнь», я сразу ставлю ее на подпевки или подтанцовку.
Кто не в курсе – эти «под» означают массовку, которая вертится вокруг основного певца.
В общем, пора мне переводить Элис в подпевку! Все в сад!

Наогорчавшись всласть, решила вот что:
предстоит много интересной работы;
жизнь развертывается правильно, подкидывая новую задачку;
мы растем, учимся жить, ошибки неизбежны и, наверно, даже необходимы;
следует наблюдать ребенка в разных ситуациях, видеть ее общение с другими людьми, особенно в коллективе;
постепенно можно сдвинуть ее внутренний ориентир с нее самой, направить на окружающих.
Теперь более придирчиво смотрю на Элис. У нас с ней уговор: как только она становится навязчивой, я говорю ей: «Вот оно!» Не уточняю, что именно, нам и так понятно. Не бросаю немедленно дела, когда она хочет говорить или играть, пусть учится ждать момента.
Еще думаю, что скоро настанет возраст, когда девочки так или иначе становятся тихими, скрытными и сдержанными. Я усилия приложу. Так и исправится лицо, которым Элис смотрит на детей.

А действительную ее мордашку я все равно знаю лучше других и люблю. Доброжелательную, жизнелюбивую, любопытную…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru