Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Михаил РОЖАНСКИЙ,
заведующий кафедрой философии
и культурологии Иркутского ИПКРО,
кандидат философских наук

Инновационные школы
в контексте социальных
трудностей

ИННОВАЦИЯ – то, что потом может стать традицией, если приживется, если совпадет с конкретным временем и местом (культурой, традициями, интересами города, села, края, страны). Но инновация – и то, что может отмереть.
Инновация распространяется через:
а) подражание;
б) адаптирование;
в) как опыт, знакомясь с которым другой творческий человек продвигает свой опыт.
Обычно преобладает один из путей, но в любом случае подхватывания, распространения, продвижения инновации присутствует каждый из них.
То, что было названо инновационным процессом у нас на рубеже восьмидесятых-девяностых, в большой мере было просто возможностью самостоятельной творческой работы в школе. Этикетка «инновации» позволяла действовать более независимо, экспериментировать. В то же время эта этикетка дала возможность наиболее расторопным руководителям с большим опытом и связями добиваться наиболее выгодных условий для своих учебных заведений. Эта деятельность, с одной стороны, способствовала возникновению действительного многообразия школ, образовательных услуг, выдвинула на ведущие роли во многих школах людей творческих, но в то же время в определенной мере дискредитировала педагогический инновационный поиск, тем более что подобная активность всегда имеет – и не может не иметь в сегодняшней ситуации – финансовую сторону. Но все-таки главный итог в том, что поощрение инновационных процессов сделало широким распространение педагогических идей и технологий, накопившихся в стране и мире.
Можно классифицировать инновационные школы Иркутской области следующим образом:
созданные на новой материальной базе (например, лицей в Усть-Илимске или частные школы в Иркутске);
созданные на базе массовой школы в результате сокращения численности школьников, отбора особо одаренных учеников и отбора педсостава. Эти учреждения, как правило, осложняют ситуацию для соседних школ, перегружая их школьниками, забирая лучших учеников и учителей;
созданные как приложение к обычной школе дополнительных образовательных услуг и возможность удовлетворить различные запросы родителей и их детей;
созданные как поощрение внутри школы одного, а чаще нескольких инновационных направлений (гимназических классов, классов-ПТУ, эстетического цикла и т.п.). Развиваясь, эти направления могут перестроить весь школьный организм (можно назвать усть-илимские школы № 9, 10, 13, 14, усольскую школу-гимназию № 1) или создать достаточное разнообразие микрошкол внутри одной большой.
Какие проблемы вызваны или обострены при этом?
Главная социальная тревога – неравенство стартовых возможностей молодых людей в этой жизни еще более усугублено. Открытие престижных или дорогостоящих, но качественных учебных заведений не только отвечает резкому имущественному расслоению общества (что присуще вообще истории школы как общественного института), но и закладывает социальные перегородки на будущее, причем гораздо прочнее, чем в странах Запада, поскольку там уже выработаны различные «амортизационные» средства.
Жизнь вывела на первый план тему, известную в социологии образования как функция селекции, или, иначе говоря, участие школы в социальном отборе. Школа рассматривается как социальный институт, основная функция которого – «расставить» новое поколение в некую иерархию по тем способностям, которые молодые люди проявляют, и прежде всего по способностям к обучению и самообразованию. Весь тот багаж знаний, который человек получает в школе, важен не сам по себе, а как испытание работоспособности и обучаемости. Естественно, что при этом более высокие шансы имеет выходец из обеспеченных слоев, но приоткрывается и шанс для одаренного ребенка из «низов».
В этом смысле очень важно бережно относиться не только к элитарным инновационным школам (которые в силу своей элитарности могут добиться поддержки, помощи, денег), но и к тем школам, которые мы обозначили в 3-м и 4-м пунктах. Помимо материальных трудностей для них характерны и другие.
Во-первых, гимназические классы, эстетический цикл и другие инновационные формы очень трудно уживаются внутри большой школы, призванной прежде всего обеспечивать нужды микрорайона; творческие (и независимые по характеру) учителя трудно уживаются внутри больших педагогических коллективов. Но зато при поддержке, при доброй воле администраторов они могут способствовать обновлению школы, появлению под крышей одной гигантской школы микрошкол, отвечающих разнообразным интересам родителей и детей, со своими микропедколлективами, что при талантливой постановке управления позволяет выйти и на нормальный уровень административной работы, устранить из них жесткость иерархических отношений, неизбежных в большой школе. Такое оздоровление атмосферы, психологическая комфортность не менее, а более важны для качественного образования и становления человека, чем иные составляющие сильной школы.
Во-вторых, в отличие от элитарных учебных заведений таким школам не делают послаблений в отношении выполнения предписанного регионального стандарта, для них более затруднено введение авторских программ, утверждение экспериментальных площадок и так далее. Но именно в этих школах, более близких к опыту учащихся, к их повседневным заботам, есть возможность содержательного поиска и того же регионального компонента, иначе говоря, того содержания образования, которое в силу традиций края, особенностей города, его современной ситуации имеет жизненную ценность для молодого человека.
Следующая проблема – воздействие школы на культурную и социальную атмосферу города, микрорайона. Здесь важную роль играют и элитарные школы, во многом создающие культурную среду вокруг себя, особенно в молодых городах. Но крайне важна роль школы, ориентирующейся на микрорайон, не выбирающей «лучших» детей из города, а имеющей дело с реальными проблемами детей, пришедших учиться по своему месту жительства. Такая школа может в большой степени выполнить даже функцию социальной стабильности, как это происходит, например, когда именно она становится центром общественной жизни (спортивной, культурной, социальной работы, психологической помощи), когда школа смягчает трудности детей из неполных семей (например, в микрорайонах рабочих общежитий, в поселках городского типа), когда людей удерживает на месте то, что их дети могут получить качественное образование.
Пример есть – Усть-Илимск, где демографические особенности молодого города в начале девяностых привели к тому, что значительный процент родителей имели детей именно старшего школьного возраста. Это в кризисной социальной ситуации стало причиной (одной из ряда, но веской) того, что отъезд из города не принял массового характера.

Михаил РОЖАНСКИЙ,
заведующий кафедрой философии
и культурологии Иркутского ИПКРО,
кандидат философских наук


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru