Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2000

Вторая тетрадь. Школьное дело

Помни, ты способен на гениальные открытия!

Это девиз эвристических Интернет-олимпиад.
И разве можно остаться к нему равнодушным?

“Не бойся необычных идей и “сумасшедших” ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!” – девиз эвристических Интернет-олимпиад.
Эвристические олимпиады совсем не похожи на традиционные олимпиады по математике, физике или информатике. Ученики здесь соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности изобретать, сочинять, придумывать и открывать новое.

Другое образование

Цель дистанционной эвристической олимпиады – предоставить возможность участникам из разных городов и стран проявить свои творческие способности в самых разных областях деятельности. Школьники высказывают собственные версии и суждения по различным проблемам, выполняют исследования, сочиняют стихи, конструируют модели, даже делают свои открытия.
Дистанционные эвристические олимпиады проводятся с 1997 года. Их организацией и разработкой занимается центр дистанционного образования “Эйдос” (http://www.eidos.ru) совместно с Институтом общего среднего образования Российской академии образования. В эвристических Интернет-олимпиадах приняли участие более 3 тысяч школьников от 5 до 16 лет почти из ста городов России, Украины, Беларуси, а также из Норвегии, Великобритании, США.
Центр “Эйдос” проводит в течение года дистанционные эвристические олимпиады по отдельным предметам – математике, информатике, русскому и английскому языку, физике, химии, экономике, физкультуре, а также ежегодные международные олимпиады на двух языках – русском и английском, которые являются кульминацией дистанционного творчества.
Как правило, олимпиады метапредметные (от др.-греч. “мета”, что означает “стоящее за”). Задания в них не принадлежат каким-либо конкретным учебным предметам, выходят за их рамки. Это как бы мета-задания, например: “Проведите комплексное исследование трех объектов – слово “пружина”, идея пружины, сама пружина”. Нередко встречаются задания, относящиеся к сети Интернет, например: “Изобразите с помощью графического редактора символ творчества в сети Интернет”. Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям: “Идея”, “Образ”, “Слово”, “Закономерность”, “Символ”, “Эксперимент”, “Конструкция”.
Составление заданий для олимпиады – особое искусство. Они должны быть открытыми, не предполагающими заранее известного ответа. Работа такого рода ориентирует участников на выявление собственного смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, отыскание закономерностей, определение места компьютера и телекоммуникаций в своем образовании, на самопознание. При этом, естественно, учитываются возрастные возможности участников. Например, задание для младших школьников по номинации “Образ” может быть представлено как на математическом материале (нарисуйте образ числа “5”), так и на естественно-научном (изобразите образ весны).
Для старшеклассников предлагаются задания, требующие смыслового познания и применения эвристических методов решений, например: “Изобразите и опишите с помощью метода гиперболизации Древо Мира, в котором сильно преувеличена какая-либо часть или свойство (номинация “Символ”)”.
А вот как выглядит номинация “Способ” в эвристической олимпиаде по экономике: “Предложите как можно больше способов заработка с помощью пластиковой бутылки”. Или такое математическое задание в номинации “Закономерность”: “Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности”. Для получения ответа участникам приходится ни много, ни мало побывать Менделеевым в геометрии!

Краснова Анна, 10 “Б” класс, общеобразовательный комплекс №8, г. Ангарск:
“Такие олимпиады поднимают мне настроение, потому что я чувствую себя открывателем новых законов. Все задания были для меня интересными, а во время олимпиады у меня было отличное настроение и какой-то необъяснимый творческий подъем. Трудности были только с рисунками”.
Эвристическая олимпиада не эпизодическое мероприятие, а равноправная форма обучения, выступающая, например, творческой альтернативой традиционным контрольным работам. Особенность эвристической формы обучения состоит в том, что она предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме ученик вначале осваивает опыт прошлого, получает знания и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. При эвристическом подходе добываемые учеником знания изначально творятся им в исследуемой области реальности.
Вот пример ученической работы в номинации “Символ” (младшая группа): “Придумай и изобрази знак для обозначения движения”.

Высоцкий Вова (6 лет, детский сад № 42, г. Бийск): “Символ движения – волна. Она бежит и туда и сюда, она делает течение. Она вся есть движение любой формы в любую сторону. И бывает любой силы. И бывает и в воде, и в землетрясении, и в воздухе (на ней даже парашюты могут улетать в небе вверх). Я нарисовал 3 волны, чтобы все поняли, что это. Одна волна походит на горку, 2 волны – на птицу, поэтому я придумал “3 волны”, чтобы все поняли”.

Некоторые технические подробности

Для участия в дистанционной олимпиаде необходим хотя бы один компьютер с модемом и адресом электронной почты. В олимпиаде может участвовать класс, или небольшая группа ребят, или даже один ребенок, имеющий дома компьютер. Узнав о сроках очередных олимпиад, нужно своевременно прислать в оргкомитет по электронной почте заявку в требуемой форме.
Организацией олимпиады на месте занимается локальный координатор – учитель или кто-то из родителей. Именно он обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет.
Что же происходит в день проведения олимпиады? Вывешены объявления, определены участники, приглашена пресса, может быть, даже местное телевидение (!) или на худой конец – школьный фотограф. Каждый из организаторов олимпиады знает, за что он отвечает: компьютерный кабинет, эмоциональную поддержку и питание во время олимпиады, торты с чаем после ее окончания, техническую помощь и т.п. Очень важно, чтобы школьная администрация прониклась значимостью всего действа, а не относилась к нему как к помехе учебному процессу. Если разобраться, то эвристическая олимпиада – это и есть настоящий учебный процесс. Причем несопоставимый по интенсивности с другими формами занятий.

Семакова Наталия Львовна, Кировская общеобразовательная школа № 28 с гимназическими классами:
“Видели бы вы, как дети работали над заданиями! Вот если бы и на уроках можно было так заинтересовывать их, чтобы они так творили!”

Комплект олимпиадных заданий оргкомитет высылает зарегистрированным участникам непосредственно перед днем проведения олимпиады, например, вечером или даже ночью, поскольку часовые пояса везде разные. Конкретное время проведения олимпиады в установленный день определяется локальными координаторами самостоятельно. Выполнение заданий происходит, как правило, в течение 2–3 часов с перерывами для отдыха.
В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест ученики могут выполнять задания в “бумажном” варианте. После этого учителя или другие помощники могут помочь им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам (без редактирования ответов). Старшие готовят и оформляют свои работы самостоятельно.
Выполненные учениками работы отсылаются в оргкомитет олимпиады по электронной почте в тот же день. Затем эти работы отправляются в жюри. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, ориентируясь на такие критерии, как оригинальность, продуктивность, мировоззренческая глубина, степень использования человеческих возможностей, техническое оформление.
Завершается олимпиада рефлексией – осознанием участниками и локальными координаторами своих результатов, способов их достижения, возникших проблем, эмоционального состояния. Рефлексия проводится сразу после олимпиады или на следующий день. Как правило, школьники письменно отвечают на рефлексивные вопросы, а затем устно обсуждают свои успехи и проблемы, предлагают пути их решения.

Мельников Алексей, 8 “В” класс, гимназия № 91, г. Железногорск:
“Я понял, что только при правильном сочетании труда и фантазии можно достичь каких-нибудь результатов. И этому всему я в некоторой степени научился. Наибольший интерес вызвали задания про использование портфеля и про мифическое создание в сети Интернет. В них фантазии нет предела, она как бурная река, развивается и развивается, и никто не в силах ее остановить, кроме тебя самого. А ведь фантазия – это внутренний мир человека. Я выполнял задания олимпиады последовательно, т.к. я люблю последовательность и систематизацию. Выполняя задания, чувствуешь какое-то рвение, стараешься успевать за мыслью, чтобы ее не потерять”.

Подведение итогов и определение победителей олимпиады происходит в каждой возрастной группе по сумме баллов, набранных учениками по всем номинациям. Кроме того, за достижения в отдельных номинациях жюри определяет лауреатов олимпиады. Результаты олимпиады рассылаются затем всем зарегистрированным участникам. Отчет об олимпиаде публикуется на сервере центра дистанционного образования “Эйдос”. Победители награждаются дипломами Российской академии образования и призами.

“Мое мнение об этих олимпиадах: замечательные и необходимейшие мероприятия, позволяющие детям вылезти из скорлупы школьной программы и шире взглянуть на окружающий мир”, – И.Г.Бекасова, мама участника олимпиады, г. Москва

Те ученики и учителя, которые приняли участие в эвристических олимпиадах, убедились в их творческих возможностях. Многие победители и призеры олимпиад изменили мнение о себе благодаря своим достижениям. А другим статус призера помог поступить в колледжи и вузы.
Более подробную информацию о расписании дистанционных эвристических олимпиад и условиях участия в них можно получить на сайте центра дистанционного образования “Эйдос”
(http://www.eidos.ru/olymp/olympiads.htm) или выслав запрос по электронной почте на адрес: eidos@mailru.com.

Андрей Хуторской,
доктор педагогических наук,
директор центра дистанционного
образования “Эйдос”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru