Проигранный спор
Может ли круглая отличница, даже если
очень постарается, стать второгодницей?
Сдетства запомнилось: дружить с плохими
ребятами нельзя – наберешься чего-нибудь
дурного, а там и... По каким принципам родители
оценивали «плохость» – непонятно, у нас были
свои критерии качества. Помню, как в 7 классе
сидела с второгодником – большим таким,
таинственным и порочным до безобразия. Меня даже
на последнюю парту посадили специально – чтобы
«исправлять», помогать ему в учебе. Результат был
обратный: меня заинтересовали его взгляды на
жизнь. Он уверял, что отношение у учителей к
ученикам предвзятое – никогда отличнику не
видать тройки в четверти, а двоечнику
соответственно четверки, как бы он ни старался.
Оценив шансы, я решила, что мне, как отличнице,
заработать двойку в четверти будет гораздо легче
и тем самым показать моему оппоненту, что мир
справедлив, а учителя объективны. В качестве
экспериментальной базы была выбрана учительница
истории. Одноклассники, которые хорошо
относились и ко мне, и к второгоднику, с интересом
наблюдали, как несколько уроков подряд я
получала «неуды» за нежелание отвечать у доски.
На третьей двойке учительница призадумалась и
начала подбрасывать мне различные варианты
спасения: ответишь позже, пересдашь после уроков,
подготовишься сразу по двум темам – ну никак не
хотела ставить мне то, что я заслуживала. Класс
замирал в предвкушении развязки. Второгодник мой
уже опасливо смотрел на меня – может, хватит? А
что скажут родители? Но родители, не знающие
проблем с моей успеваемостью, пока не ведали, что
вершится в стенах школы... Увидев батарею двоек в
журнале, забеспокоилась клас-сная (по
совместительству моя тетя). Оставила меня после
уроков и честно спросила: что опять? (Надо
сказать, что примерным поведением я отличалась
не всегда. Впрочем, как и она в свое время... Так
что наследственность проявлялась не лучшим
образом.) Я вздохнула, но идею не предала. Она тоже
вздохнула и попросила «не позорить». Воспитанная
в лучших традициях коллективизма и товарищества,
я смело пошла навстречу судьбе...
Вот и конец четверти. Последний урок истории.
Объявляют оценки. Все сидят, замерев. Моя фамилия
в середине. Как гром среди ясного неба – три! «Как
это «три»? – спрашиваю я в ужасе (спор был почти
выигран!). Все оборачиваются и по очереди смотрят
то на меня, то на учителя, то на второгодника.
Учительница (молодая, только после института)
неумело оправдывается: «У тебя первая пятерка
стояла, вот поэтому и три».
...Так чем же научил меня этот мальчик? Тому, что
выше потолка не прыгнешь? Или тому, что имидж –
это тот же капитал? Или заставил задуматься
впоследствии: а что же такое педагогика? Может
быть, благодаря ему я закончила педагогический
вуз и защитила диссертацию – мне хотелось хоть
немного побыть на месте той учительницы и
доказать детям, что есть законы, равные для всех.
А вернее, что хорошая школа в таких экспериментах
не нуждается.
Не знаю, помнит ли он об этом... Но именно он тогда
позволил мне посмотреть на мир с другой точки и
примерить на себя платье нашей школьной системы
– правда, вывернутое наизнанку. Все же,
оказывается, от плохих мальчиков может быть не
только вред.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|