Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Ирина ХОМЕНКО

Проигранный спор

Может ли круглая отличница, даже если очень постарается, стать второгодницей?

Сдетства запомнилось: дружить с плохими ребятами нельзя – наберешься чего-нибудь дурного, а там и... По каким принципам родители оценивали «плохость» – непонятно, у нас были свои критерии качества. Помню, как в 7 классе сидела с второгодником – большим таким, таинственным и порочным до безобразия. Меня даже на последнюю парту посадили специально – чтобы «исправлять», помогать ему в учебе. Результат был обратный: меня заинтересовали его взгляды на жизнь. Он уверял, что отношение у учителей к ученикам предвзятое – никогда отличнику не видать тройки в четверти, а двоечнику соответственно четверки, как бы он ни старался. Оценив шансы, я решила, что мне, как отличнице, заработать двойку в четверти будет гораздо легче и тем самым показать моему оппоненту, что мир справедлив, а учителя объективны. В качестве экспериментальной базы была выбрана учительница истории. Одноклассники, которые хорошо относились и ко мне, и к второгоднику, с интересом наблюдали, как несколько уроков подряд я получала «неуды» за нежелание отвечать у доски. На третьей двойке учительница призадумалась и начала подбрасывать мне различные варианты спасения: ответишь позже, пересдашь после уроков, подготовишься сразу по двум темам – ну никак не хотела ставить мне то, что я заслуживала. Класс замирал в предвкушении развязки. Второгодник мой уже опасливо смотрел на меня – может, хватит? А что скажут родители? Но родители, не знающие проблем с моей успеваемостью, пока не ведали, что вершится в стенах школы... Увидев батарею двоек в журнале, забеспокоилась клас-сная (по совместительству моя тетя). Оставила меня после уроков и честно спросила: что опять? (Надо сказать, что примерным поведением я отличалась не всегда. Впрочем, как и она в свое время... Так что наследственность проявлялась не лучшим образом.) Я вздохнула, но идею не предала. Она тоже вздохнула и попросила «не позорить». Воспитанная в лучших традициях коллективизма и товарищества, я смело пошла навстречу судьбе...
Вот и конец четверти. Последний урок истории. Объявляют оценки. Все сидят, замерев. Моя фамилия в середине. Как гром среди ясного неба – три! «Как это «три»? – спрашиваю я в ужасе (спор был почти выигран!). Все оборачиваются и по очереди смотрят то на меня, то на учителя, то на второгодника. Учительница (молодая, только после института) неумело оправдывается: «У тебя первая пятерка стояла, вот поэтому и три».
...Так чем же научил меня этот мальчик? Тому, что выше потолка не прыгнешь? Или тому, что имидж – это тот же капитал? Или заставил задуматься впоследствии: а что же такое педагогика? Может быть, благодаря ему я закончила педагогический вуз и защитила диссертацию – мне хотелось хоть немного побыть на месте той учительницы и доказать детям, что есть законы, равные для всех. А вернее, что хорошая школа в таких экспериментах не нуждается.
Не знаю, помнит ли он об этом... Но именно он тогда позволил мне посмотреть на мир с другой точки и примерить на себя платье нашей школьной системы – правда, вывернутое наизнанку. Все же, оказывается, от плохих мальчиков может быть не только вред.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru