Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Наталия ИШТРИКОВА

В противогазе, с полной выкладкой...

Похоже, жизнь марийских школьников скоро может превратиться в военную игру

Министерство образования России полгода назад вынесло решение начать в школах преподавание основ военной подготовки в рамках школьных предметов. И вот директора школ уже получают соответствующие методические рекомендации.
Нам удалось увидеть одно из таких писем-рекомендаций, направленное в школы республики Марий Эл. Документ называется скромно: “Рекомендации по организации и проведению военно-спортивных игр “Зарница” и “Орленок”, военно-прикладного многоборья и интеллектуальных конкурсов (для директоров и преподавателей ОБЖ)”.
Речь идет не о привычных спортивных играх. В Марий Эл будет проводиться не разовое мероприятие, а “комплекс мероприятий военно-патриотического и военно-прикладного характера, которые должны заложить основы морально-волевой, психологической подготовки, обеспечения безопасности, способствовать всестороннему развитию молодежи”. “Все эти мероприятия (специальные занятия, соревнования, эстафеты, конкурсы, викторины, походы, учения, операции, десанты, тактические игры на местности и т.п.) проводятся во внеучебное время в каждом учебном заведении”. Казалось бы, внеучебные занятия не должны внушать опасений противникам объединения школ с военкоматами, однако масштабность игры неминуемо приведет к милитаризации школьной атмосферы.
Дело в том, что в каждом учебном заведении планируется создать штаб игры и проводить подготовку учащихся по нескольким разделам в течение всего года. Один из разделов – “Военная подготовка” – предполагает “изучение с целью закрепления знаний об основах военной службы, воинской дисциплины, обязанностях военнослужащих и взаимоотношениях между ними; организуются занятия по закреплению начальных знаний и навыков, свойственных действиям солдата в бою; изучается устройство стрелкового оружия, приемы и правила стрельбы… проводятся соревнования по сборке-разборке автомата”. (Просим вашего внимания, замминистра образования России Виктор Болотов. Не вы ли уверяли на заседании Комитета по образованию Госдумы, что автоматов в средних школах не будет? Как и строевой подготовки.) Вот оно: “...проводятся строевые смотры на лучший класс, конкурсы на исполнение строевой песни; закрепление знаний об обязанностях военнослужащих перед построением и в строю, отрабатываются навыки в выполнении строевых приемов”.
Прочитывая “Рекомендации...”, понимаешь, что НВП, которая всем нам так не нравилась, была далеко не самым мощным орудием по формированию милитаристского мировоззрения. Всепроникающая игра – как раз то, что нужно, решили в военкомате и Министерстве образования Марий Эл.
Вот выдержки из перечня “Организационные работы по военно-спортивным играм “Зарница” и “Орленок”:
“1. В каждом классе (группе) на открытом собрании решается вопрос об участии в военно-спортивной игре: формирование взвода, отделения, избрание командира, его заместителя, редактора боевого листка, командиров отделений.
2. После окончания формирования взводов в каждом учебном заведении создается батальон или рота в зависимости от количества взводов…”
Итак, коллектив детей превращается в батальон. Классы – во взводы. Боевой листок заменяет стенгазету, избираются командир взвода и командиры отделений. И все это совершенно серьезно. “Важно, чтобы при осуществлении утвержденного плана (работы штаба игры) в батальоне (роте) регулярно проводилось обучение командирского актива, была налажена оборонно-массовая и спортивная работа”. Продуман контроль за работой во взводах. Показатели работы каждого участника игры за год будут направляться в вышестоящий штаб игры “в форме донесения”. И нелепо думать, что кто-то из детей останется в стороне от игры.
Рекомендации по проведению военно-спортивных мероприятий в рамках игры подробно описывают конкурсы и соревнования, такие как “Разведка”, “Перестрелка”, “Атака” (в противогазе, с гранатами РГД-5 и пневматическими винтовками). Предлагается провести в школах военно-прикладное многоборье – пятиборье, включающее стрельбу из стандартной крупнокалиберной винтовки на 100 м для мужчин и юношей (для женщин – из малокалиберной). Интересно, кто из директоров решится сегодня дать школьникам крупнокалиберные винтовки, а также как будет происходить деление детских коллективов на мужчин, юношей и женщин. Кроме того, хотелось бы узнать, кто из педагогов заставит ученика бежать на расстояние 20 м с ящиком весом 22,5 килограмма.

Содержание военно-патриотической подготовки в Марий Эл – всего лишь конкретный случай. Но дело не в этом. Никакая военная игра, какие бы нелепые или талантливые мероприятия она в себя ни включала, не должна продолжаться в школе весь год. Военная дисциплина далека от идеи развития свободной личности, а батальон – от школьного коллектива. Детский праздник не должен превращаться в парад, дружбу не должны заменять отношения подчинения старшему по рангу. Все это так очевидно, что не требует комментариев.
Остается непонятным, почему военкоматы боятся самостоятельно заниматься проведением военных игр? Многие дети пришли бы в центры военной подготовки, чтобы научиться ориентироваться на местности, преодолевать препятствия, стрелять из винтовки, наконец.
Что заставляет чиновников образования соглашаться на тотальную военизацию учебных заведений?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru