Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Казалось бы, накануне первого сентября наша газета должна писать об августовских совещаниях и других внутренних школьных проблемах. Но сегодня мы живем в таком болезненно напряженном состоянии, что не думать о том, что произошло в последние недели августа, невозможно. И может быть, для учителей и журналистов, пишущих о школе, нет сейчас более важной темы, чем то, как мы можем помочь детям пережить происшедшее. И поэтому мы ищем и думаем только об одном: как поддержать, как помочь, как спасти. Решения иногда приходят радикальные, и слова от этого получаются слишком резкие. Но как иначе привлечь внимание к тому, от чего зависит судьба наших детей? Ведь кроме важной, необходимой педагогики классной комнаты есть еще и другая, пока нам неизвестная.

“ПС”


Александр АДАМСКИЙ

Может ли школа защитить ребенка от армии?

Может, если потребует от президента отменить осенний призыв

Накануне 1 сентября наказы дают не только ученикам, но и школе, учителям.
Правда, это скорее приказы, а не наказы, ведь государство считает школу своей неотъемлемой частью, а учителей – служащими, обязанными не только слепо выполнять все государственные требования, но и стойко переносить все тяготы и лишения педагогического труда.
Одной из таких государственных обязанностей была качественная подготовка выпускников к службе в Вооруженных силах.
Никому и в голову не приходило, что школа может нарушить бесперебойную подачу призывников в военкоматы. Или как-то на это повлиять.
Но трагедия в Баренцевом море – гибель 118 моряков и недельная неспособность огромного государства спасти своих граждан – может заставить учителей очнуться от безусловного подчинения требованиям государства.
А после того как президент Путин по телевидению заявил, что флот находится в ужасном состоянии и он приложит все силы, чтобы навести там порядок, вдруг стало ясно: пока порядка нет, надо остановить призыв новобранцев.
Странная постановка вопроса?
– Школа и армия, – скажет читатель, – это два государственных института, которые призваны обеспечить национальную безопасность. Так?
И так, и не так.
Когда генералы из Министерства обороны добивались (и, надо сказать, уже почти добились) возвращения начальной военной подготовки в школу, то они обвиняли нас в том, что потери в первой чеченской войне оказались такими неожиданно (для них) высокими потому, что дети в школе не учились военному делу настоящим образом и не знали, за что гибнут. А вот знали бы...
Школу вообще ругают все так называемые заказчики. Вузам не нравится, что выпускники заранее не знают всего, что их будут спрашивать на вступительных экзаменах, милиция недовольна тем, что школьники не знают законов и болтаются по улицам без дела, и даже экономисты ругают школу потому, что она рано выпускает детей на волю, создавая тем самым напряжение на рынке труда.
А уж генералам, казалось бы, сам Бог велел требовать от школы качественного сырья для повышения боеготовности.
Но привычный взгляд на вещи изменился после августовской трагедии на Баренцевом море.
Теперь не только солдатским матерям, но и обществу очевидно, что армии, как и другим государственным институтам, нельзя доверять слепо и безоговорочно.
Воинская повинность в России все стремительнее превращается в обязанность погибать.
Посудите сами: техника стареет, навыки управления ею теряются, уровень подготовки командиров падает, а уровень ответственности старших начальников и политического руководства – нулевой.
Но как можно так безропотно отдавать своих детей на съедение прожорливому чудищу?
Да и у власти нет другого способа вернуть себе, хотя бы частично, доверие граждан, кроме того как предпринять решительные действия по реформированию армии.
Президент Путин, как Главнокомандующий, должен осознать, что угроза национальной безопасности и боеготовности не в том, что солдат мало, а в том, что их число никак не влияет на эффективность обороны, а угроза жизни каждому солдату все увеличивается.
Повторим: и эта угроза никак не связана с повышением боеспособности, с риском выполнения боевых задач. Дети-то гибнут просто так. А войны объявляются помимо нашей гражданской воли, спасение тонущих моряков вообще держится в тайне от общества. Пока минимальный уровень безопасности для российских граждан, призванных на военную службу, не будет обеспечен – закон о военной службе и воинской обязанности не должен действовать.
И школа больше не может выполнять роль пристяжной в государственной тачанке. Последние события показали, что гуманитарная, образовательная миссия школы не может осуществляться исключительно по линии подготовки кадров для государственного использования. Если школа хочет сохраниться как институт образования, если учитель хочет остаться проповедником просвещения, нам надо потребовать от государства, от президента и других ветвей власти остановить призыв в армию.
...Если бы я принадлежал к офицерскому сословию или к чиновному люду, может быть, такое не могло прийти мне в голову. Но я принадлежу к учительскому сообществу. И как я понимаю, сегодня учительство должно встать на защиту своих учеников. Поэтому от имени школы, от учительства давайте потребуем отменить осенний призыв в армию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru