Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2000

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

Итоги летних недоговоренностей

Кажется, министерству не под силу реформировать систему образования.

Мертвый сезон: двенадцатилетку отменили, а новый курс неизвестен

За лето ничего существенного в образовательной политике России не произошло.
Последними значительными событиями стали парламентские слушания 15 июня и заседание правительства 28 июня. На слушаниях в Думе против введения двенадцатилетки в ближайшие годы почти единодушно выступили и КПРФ, и СПС, и “Яблоко”. То, что коммунисты и правые оказались в едином строю противников быстрого введения проекта “12”, не должно создавать иллюзий по поводу “образовательной коалиции”. Левые, теряя свои позиции, перешли к тактике согласованных действий с другими партиями по отдельным вопросам. Они в чем-то соглашаются с “Единством” (то есть с правительством), в чем-то – с правыми, а в чем-то – с губернаторами. И надо полагать, что собственно политическая составляющая позиции левых в области образования скоро исчезнет вообще, ей на смену придет прагматическая профессиональная позиция грамотных деятелей образования, примыкающих к левому движению, предлагающих перспективные решения, без политической подоплеки.
Так или иначе итог парламентских слушаний очевиден: вопрос о двенадцатилетке возвращен на исходную позицию. В одобренной 28 июня российским правительством стратегии социально-экономического развития страны раздел “Модернизация образования” не содержал ни слова о переходе на двенадцатилетку.
Фактически здесь поставлена точка в истории, которую можно было бы назвать “Кругом 12”. Теперь на вопрос, является ли переход на двенадцатилетнее школьное обучение правительственной позицией, правильный ответ такой: нет.
Но теперь Министерству образования предстоит, не теряя лица, аккуратно и не унижаясь, а главное, не унижая ограниченный контингент управленцев, который, не приходя в сознание, бездумно и энергично начал внедрять “12”, отказаться от реализации блицкрига и перейти к тактике выжидания. И при этом еще переориентировать усилия региональных управлений на другие задачи, прописанные в стратегии развития страны в разделе “Модернизация образования”.
Пока же новая программа реформирования образования, одобренная правительством, проходит обкатку в академических кругах. Что это значит, нам пока неизвестно. Все попытки выяснить в РАО, ведется ли работа по академической линии над стратегией, не увенчались успехом. И надо сказать, что академический бастион – последняя надежда консерваторов не допустить действительного реформирования системы образования. Потому что в тексте, одобренном правительством, заявлена новая модель школы. Цитирую: “...не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах”. Важная вещь: впервые в истории отечественной школы правительственный документ объявляет, что главным результатом образования будет теперь не набор ЗУНов, а раскрытие способностей. Это означает, что вектор содержания образования, программ и учебников, а также системы аттестации учеников и управления качеством образования радикально меняется.
Теперь уже официально можно говорить о новом качестве образования – не о повышении прежнего, а именно о новом: на первое место выходят не объем сведений и полнота усвоения учебного материала, а способность вступать в интеллектуальное, общественно-политическое, информационное и другие взаимодействия с людьми.
Но самое парадоксальное в летней жаркой июльской образовательной ситуации то, что на фоне принятия правительством этого реформаторского документа Министерство образования ничтоже сумняшеся проводит конкурс проектов БУПа – Базисного учебного плана – на двенадцатилетний срок и в рамках прежнего содержания образования – учебно-предметного и зуновско-направленного.
А теперь, когда стала ясной вся нелепость траты времени и сил на создание Базисного учебного плана на двенадцатилетнюю школу, уж совсем непонятными выглядят попытки “яблочко-песню допеть до конца”.
Если двенадцатилетка откладывается, если правительство объявило политику модернизации образования, то совершенно очевидно, что механизмом трансформации школы, прежде всего содержания образования, должен стать учебный план нынешней одиннадцатилетки.
И если уж во время конкурса действительно выявились коллективы, которые предлагают новые методологические основания, новые идеи, новые формы организации содержания образования, то почему нельзя эти идеи и основания применить к разработке одиннадцатилетнего учебного плана?
А почему вообще у нас обязательно должен быть единственный Базисный учебный план? Почему невозможно иметь вариативную модель учебного плана?
И еще наивное замечание: в Законе “Об образовании” нет позиции “Базисный учебный план”, там есть “Примерный учебный план”, на основе которого образовательное учреждение определяет содержание образования.
Министерство образования делает вид, что все это такие мелочи: подумаешь, поменять “примерный” на “базисный”, подумаешь, нет плана для одиннадцатилетки, подумаешь, перекрыть вариативность – какая все это ерунда! Зато все намеченные планы выполнены в срок, а главное, есть чем отчитаться.
Все это свидетельствует о простой вещи: не может Министерство образования реформировать систему образования.
Если говорить об уроках летнего межсезонья, то главный – в этом. Для серьезного реформирования системы надо поставить задачу, выходящую за рамки привычных задач, способов и средств. Например, превратить процедуру принятия решения по системным вопросам в способ формирования общественного образовательного сознания. Вместо этого ведомство быстро принимает решение, а потом пытается создать видимость общественного одобрения уже принятого решения. Такая пародия на реформирование приводит к тому, что нелепые решения проталкиваются при помощи административного рычага и оказывают не реформирующее, а разлагающее влияние. Например, долгое время общество было обмануто связкой “реформа – это переход на двенадцатилетку”. Теперь, слава Богу, это заблуждение рассеялось и можно обсуждать действительно реформаторские, системные шаги: новое содержание, особенно среднего звена, новую экономическую модель школы, отмену выпускных и вступительных экзаменов и замену их на единый общенациональный экзамен.

Оппоненты министерства

В июле никаких значительных событий в области образовательной политики не произошло, за исключением двух публичных актов критики позиций министерства со стороны московского мэра Ю.Лужкова.
На одном из июльских заседаний московского правительства, как сообщила газета “Новые известия”, Юрий Лужков яростно обрушился на переход школы на двенадцатилетнее обучение. Дело в том, что московский мэр – молодой родитель, две его дочки ходят в школу, притом еще в начальную. И несмотря на все парадные доклады, Лужков-папа наверняка понимает, что школьная жизнь – не сахар.
Его могут обманывать чиновники, расписывая, как замечательно и комфортно чувствует себя ребенок в школе, но по тем выражениям, которые, по информации “Новых известий”, употребил Юрий Лужков, характеризуя опасности “12”: это, мол, будет “абортарий” или, еще хуже, “бордель”, – чувствуется, что у Лужкова-папы есть и свой собственный источник информации о состоянии школьной жизни. И, очевидно, по данным этого источника, проект “12” характеризуется именно теми прилагательными, которые привела газета “Новые известия”. Любопытно, что на январском совещании работников образования в Кремле одним из самых активных членов президиума, проводившим политику ведомства и боровшимся за единодушную поддержку “12”, была руководитель Московского комитета образования Л.Кезина. А когда на июньских чтениях снова возник вопрос про “12”, г-жа Кезина очень удивлялась: “Мы ведь уже все решили, ну зачем снова поднимать этот вопрос?” Но когда собственный мэр оказался не в курсе того, что, оказывается, “уже все решили”, глава московского образования отозвала все темы, связанные с проектом “12” с повестки дня августовских конференций в Москве.
Другой повод выразить свое отношение к образовательной политике Министерства образования у Ю.Лужкова был на встрече с московскими ректорами. Разгоряченный неприятием “12”, Лужков легко склонился к тому, что и инициатива отмены вступительных экзаменов тоже плохая.
Согласно сообщению газеты “Московский комсомолец”, ректоры уговорили мэра, что единый общенациональный экзамен – это плохо. Может быть, руководители общего образования исправят ситуацию и представят мэру собственную позицию в противовес ректорам? Как бы то ни было, а в июле у министерства появился новый оппонент – мэр Москвы Юрий Лужков. А до этого – лидер фракции СПС Б.Немцов, председатель Комитета по науке и образованию И.Мельников. Если так и дальше пойдет, то очередным оппонентом Министерства образования станет Президент России В.Путин.
И может, хоть тогда ведомство поймет, что его политика и позиция – несовременны. А вот интересно: если В.Путин не станет оппонентом, то ведомство останется в плену своих заблуждений?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru